Казаки являются потомками беглых русских крестьян и степняков, которые во времена раннего средневековья селились в юго-восточной части империи, чтобы там свободно жить. Часто это были крепостные, представители обедневшего дворянства, оброчные и другие отверженные обществом. Название «казак» происходит от турецкого слова «quzzaq», что означает авантюрист или «свободный человек». Самая крупная группа казаков образовалась в бассейне реки Дон. Это была группа свободных и независимых людей. Примечательно, что это происходило в стране, где крепостное право было обычным явлением. Это независимое сообщество русских мужчин и женщин, живших на берегах реки Дон и ее притоков, не подчинялось контролю русских князей. Благодаря охоте, рыбалке и собирательству в лесу им удавалось прокормить себя. О собственном сельском хозяйстве тогда не было и речи. Это было во всех отношениях дикое существование, в котором едва ли было место для образования семей и нормальной социальной жизни. Одежда и оружие приобретались путем нападений на села крымских татар и турок, расположенные на азовском море, или налетов на торговые караваны, которые шли вверх по Дону и волге. На легких парусных лодках казаки бороздили просторы Каспийского, Азовского и Черного морей вплоть до Константинополя (ныне Стамбул). Развились традиции казачества, такие как законопослушность, дисциплинированность, трудолюбие, мужество, уважение к старшим, крепкие семейные узы, которые хранились и укреплялись веками.
В бой
В мирное время казаки занимались сельским хозяйством, охотой, рыболовством и проводили военные учения, особое внимание уделялось стрельбе и владению оружием. Воевали казаки всегда на лошадях. Поэтому в русском языке все еще существуют такие пословицы:
Казак голоден, а конь его сыт
Казаку конь себя дороже
Казак без коня, что солдат без ружья
Казаки умели во время своих поездок ориентироваться по звездам, могли отлично маскироваться и были превосходными следопытами. В их седельной сумке в качестве боевого рациона были галеты, бекон, просо, сушеное мясо и рыба. Малые реки они переходили вброд, но для пересечения большой реки они делали небольшой деревянный плот, на котором были закреплены седло, запасы и оружие. Этот плот они привязывали к хвосту лошади, после чего пересекали реку вплавь, держась за гриву своей лошади.
Жизнь мужчин состояла из работы и военной службы. Они должны были также позаботиться о том, чтобы их сыновья были воспитаны способными выполнять эту же трудную задачу, а именно оборонять границы отечества. Каждое новое поколение казаков наследовало от своих отцов это чувство долга, безусловное служение отечеству. Их сообщество было основано на идеалах солидарности, братства и взаимопомощи — казак мог умереть сам, но он должен был спасти своего товарища. Вы только вдумайтесь в эту фразу. Как офицеры, так и рядовые исполняли этот долг по внутреннему убеждению. Они не так боялись наказания командира за халатность, как осуждения казаков и других жителей станиц, казацких поселений.
Женщины и дети
Владению шашкой казачок удалой начинал обучаться с 10-летнего возраста. Это помогало развивать общую физическую форму, вырабатывать быструю реакцию и выносливость. Первоначально он учился рубить струю льющейся воды, чтобы при ударе не разлетались брызги, затем — рубить лозу, сидя на бревне, и лишь потом упражнялся в рубке на скаку, сидя верхом на лошади. Говорят, что со своим оружием казак не расставался даже в церкви: во время службы он держал руку на эфесе и даже мог его немного выдвинуть, чтобы «сталь слушала».
Всеобщая воинская повинность распространялась на всех мужчин в возрасте от 20 до 45 лет. Поэтому практически все хозяйственные заботы лежали на плечах женщин. Известный историк Ф. Щербина описывает «казачек» того времени как идеальных людей, которые никогда не унывали, как бы ни была тяжела казачья жизнь. Казачьи женщины не уступали в верховой езде и отваге своим мужьям и братьям. Они хорошо управлялись с винтовкой и саблей. Нередко они защищали свои жизни и имущество вместе со своими мужьями. С десяти лет дети учились езде на лошади, а с четырнадцати – обращению с оружием. На лошадях они охраняли скот и лошадей. При необходимости они помогали взрослым оборонять крепости и деревни. Историк Потто описывает безграничную храбрость, проявленную всем казачьим населением при обороне крепости Моздок, заложенной в 1763 году как форпост на границе северного Кавказа.
Это было во время первой Русско-турецкой войны (1768 — 1774), Моздок был окружен восьмитысячной армией татар, кабардинцев и турок. Казаки из Моздока были в походе, в городе оставались только старики, женщины, дети и некоторые руководители. Вражеская армия рассчитывала быстро покорить этих беззащитных жителей отчасти и потому, что город не был обнесен оборонительной стеной. Однако турецкая армия столкнулась с огромным сопротивлением совершенно уникальной армии с необычным оружием. Казачки оставались спокойными в бою, не пугались свиста пуль, залпов и диких воплей нападающих. Таких случаев в истории казачества множество.
Казак без коня, что воин без ружья
Казак знает склад и темперамент своего скакуна. Он умеет ловко управлять конем, держаться в седле и находится с ним в тесной связи. Умело воздействуя на лошадь, он заставляет ее выполнять свои требования. Находясь месяцами в походах или участвуя в боях, казак и конь неразлучны. Они же — верные спутники в скачках и на состязаниях. Это самый близкий друг казака, спасающий во время сечи, с которым они вместе живут и вместе умирают. Боевой завет казаков гласит: «Конь подо мной, так и Бог надо мной», «Сам не поешь, а коня покорми», «Береги коня пуще своего глаза: он тебя и до неприятеля домчит, и от беды унесет, и с донесением доставит; а иначе выйдет так: хотел ехать, да кони стали».
Форменная одежда — обязательная составляющая облика истинного казака. Особенно чтится военная форма и ее этническая символика. Лампасы — неотъемлемая часть формы и в мирные дни. Их расцветка зависит от рода войск и принадлежности к региону. В одежде важен каждый элемент: фуражка, папаха, бешмет, шаровары — всё согласно особой системе иерархии и чинопроизводства. Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку кладут на видное место в доме, если хозяева считают себя казаками.
Музыка
Музыкальной грамоте казаков с юных лет обучали в станичных школах. Начальство неизменно поощряло увлечение казаков хоровым пением. Колоритно звучат историко-героические песни о военном быте и исторических событиях. Календарные и семейные празднества сопровождают обрядовые песни. «Пение казаков радует душу и исцеляет от печалей, ибо их напев приятен, идет от сердца и исполняется как бы из одних уст; они страстно любят нотное пение, нежные и сладостные мелодии» (Павел Алеппский, путешественник и писатель). Многие из казачьих песен знают, помнят, любят и поют в русских семьях.
Основа рациона казаков — блюда из рыбы. Станичные поселения располагаются вблизи водоемов, даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю. Каждая хозяйка-казачка владеет особыми рецептами и готовит кушанья на свой лад. Так, терские казаки предпочитают борщ с мясом, а уральские — мясные щи с картофелем и крупой. Кубанские казаки солят арбузы и дыни. Из напитков среди казаков наибольшей популярностью пользовался чай, им начинались и завершались все трапезы и застолья. Забайкальские казаки предпочитали чай из молока, масла и яиц с добавлением пшеничной муки и конопляного семени. А старообрядцы заваривали дикорастущие травы и коренья.
Одна из главных заповедей казака — «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа». Будучи православными верующими, возвращаясь из походов, казаки часть боевых трофеев жертвовали церкви. При переезде станицы в полном составе местную церковь разбирали и перевозили с собой. Прежде чем начать возводить домá на новом месте, собирали церковь. Стены казачьих изб неизменно украшали иконописные образы. Каждый казак знал молитвы своих предков и всегда молился перед сражениями. Многие казаки до сих пор считают, что чтение начальной части псалма 90 «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небесного водворится» помогает уберечься от ранений и смерти в бою.
Каждый казак строго соблюдает жизненный принцип «По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе». Вся его жизнь подчинена дисциплине, умению владеть собой и контролировать эмоции.
Матушка Россия
Казаки никогда не забывали о своем родстве с российским народом. Так, казаки приходили на помощь российским войскам, когда царь Иван Грозный завоевывал город Казань. Они также воевали на побережье Балтийского моря, чтобы обеспечить гегемонию московского княжества над другими княжествами. Казаки храбро и фанатично сражались против вторгшихся шведских армий и изгнали их с территории России. Освобождение от Татаро-монгольского ига, изгнание наполеоновских войск, стало возможным в значительной степени благодаря казакам. Ни одна из войн, которые вела Российская империя в 19-м и начале 20-го веков, не была возможна без участия казаков. Они воевали вместе с российской армией на Кавказе, в Крыму, во время Русско-турецкой войны, они участвовали в освобождении Болгарии и сражались против немецких имперских армий во время Первой мировой войны (1914-1918). На протяжении веков правители России хорошо осознавали важную военную роль казачества. Русские цари делали все возможное, чтобы привязать к себе казаков. Им постоянно поставлялись оружие, боеприпасы, деньги, товары, продукты питания.
Это был единственный способ контролировать беспокойных, а иногда и мятежных казаков. Царям приходилось мириться с такой хорошо обученной и вооруженной силой у себя в тылу. Представьте себе, что было бы, если бы казаки однажды выступили против них. Казаки подчинялись только своему лидеру, атаману. Слава казаков, особенно донских казаков, достигает своего пика около 1800 года. Колыбель всех донских казаков находится на реке Дон. В начале 19-го века они были разделены на одиннадцать армий: на Дону, Кубани, в Астрахани, на Тереке, в Уральске, в Оренбурге, в Семиреченске, на Уссури, на амуре, в Сибири и Забайкалье. Все эти армии состояли из так называемых сотен и полков Донской армии. Только на Дону можно было мобилизовать 70 тысяч сабель (опытных всадников). Лев Толстой писал в дневнике: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть». Массовое возрождение казачества в наши дни соотносят с возрождением всего русского народа.
В нашей библиотеке вы можете взять литературу по истории казачества. Мы рекомендуем:
- Однотомник. Книга. Донские казаки в XX веке. [учебное пособие. сост. Константин Филиппов]- 2006
- Однотомник. Книга. Астапенко Г. Д.,Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков, XVII-XX вв.. Галина Астапенко- 2002
- Однотомник. Книга. Лобов О. Н.,Донцы XX века- 2004(Пантеон Донской славы)
- Однотомник. Книга. Кожанов А. П.,Донское казачество в 20-х годах ХХ века. [учебное пособие по спецкурсу]. Кожанов А. П.- 2007
- Однотомник. Книга. Астапенко М. П.,Атаман Платов. ист. повествование. Михаил Астапенко- 2003]
Выполнила: Иванова И.И. (зав.сектором ДО)
Список используемых ресурсов:
- https://www.culture.ru/materials/56523/kak-stat-kazakom
- [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/56523/kak-stat-kazakom ]
- https://b1.culture.ru/c/205297.800xp.jpg
- https://b1.culture.ru/c/195913.800xp.jpg
- https://b1.culture.ru/c/205324.800xp.jpg
- https://b1.culture.ru/c/205241.800xp.jpg
- https://b1.culture.ru/c/195562.800xp.jpg