Тонкий знаток человеческих душ

Громкие чтения

Посвящается 161 году со Дня Рождения Антона Павловича Чехова

Уважаемые читатели и посетители нашего блога! Предлагаем Вам побывать на громких чтениях, посвящённых 161 году со Дня рождения Антона Павловича Чехова, русского писателя, прозаика, драматурга и врача.

  Краткая биография.

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года. Он был третьим ребёнком в семье владельца бакалейной лавки, у которого всего было шесть детей – пять сыновей и дочь. Став гимназистом, молодой человек увлекся литературой и театральным искусством. Когда юноше исполнилось 16 лет, его отец разорился. Антону Павловичу пришлось зарабатывать себе на жизнь частными уроками. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. В. Склифосовского, Г. А. Захарьина и других. С 1884 года, окончив курс университета, Чехов работал уездным врачом Чикинской больницы. Затем он переехал в Звенигород, где некоторое время заведовал больницей. Далее по ссылке: https://www.litres.ru/anton-chehov/ob-avtore/

Литературное творчество

Драматургические произведения Чехов начал писать в 1870-е годы. Учась в гимназии, он сочинял пьесы, в большинстве не сохранившиеся. На втором курсе он написал драму, которая ныне ставится под названием «Платонов». Его пьесы «Лебединая песня (Калхас)», «Иванов», «Медведь», «Предложение» печатались и ставились с 1887 года.

Псевдонимы Чехова

Как и всякий писатель-юморист, Чехов пользовался десятками всевозможных псевдонимов. До сих пор они раскрыты далеко не полностью, поскольку и сам Чехов при подготовке собрания сочинений для А. Ф. Маркса  не мог припомнить принадлежности всех своих ранних рассказов. Функция псевдонима юмориста состояла не столько в сокрытии подлинного авторства, сколько в забавлении читателя, желании его заинтриговать (отсюда вариативность, нарочитая запутанность — читатель должен был попытаться сам угадать авторство рассказа)

Значение творчества

Чехов был одним из первых писателей-классиков, кто всецело обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью. В чеховских произведениях мы видим нравственный призыв к внутренней свободе человека, духовному очищению. Его поздние рассказы насквозь пронизаны внутренним душевным криком: «Так больше жить невозможно!». М. Горький писал о значении творчества Чехова:

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её изображал бесстрастным, острым пером, умея найти прелесть пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, всё устроено очень хорошо, удобно, даже — с блеском…

Чехов-врач

Медицина всегда привлекала его, он интересовался новыми открытиями, принимал участие в съездах врачей.

Но главное было в том, что Чехов скорее как человек и как врач не мог отмахнуться от людей, нуждающихся в помощи. В каждый свой приезд в Петербург он посещал больных в семьях сотрудников журнала, где он печатался, писателя Григоровича.

Когда Антон Павлович купил имение Мелихово, начался самый активный период его врачебной практики. Он, конечно, ворчал, выражал иногда недовольство в письмах, но всегда приходил на помощь больным. И практически бесплатно. Когда же приблизилась холера, случаи заболеваний появились уже в соседних селах, он принял приглашение быть санитарным врачом. Бесплатно. На участке в 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Чехов, объезжая вверенный участок, принимал больных с другими болезнями. Случались и тиф, и дифтерия, и скарлатина. Далее по ссылке:http://www.chehovodstvo.ru/doktor_chehov2.php

Благодаря «медицинскому» ви́дению Чехова литература обязана появлению в ней галереи неповторимых чеховских образов врачей (зачастую грубых, невежественных, равнодушных, но и чутких, ранимых, бесправных), фельдшеров, неврастеников, чеховских «хмурых людей». Его рассказы — это не «записки врача» в узком смысле, это диагноз несовершенному обществу. В качестве практикующего доктора Чехов получил обильный материал для художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв.

Память

По его произведениям поставлены спектакли, сняты художественные фильмы и анимационные. Предлагаем Вам с ними познакомиться.

Семнадцатого октября 1896 года состоялась триумфальная премьера спектакля «Чайка» . Сюжет этой драмы рассказывает о судьбе молодой девушки, Нины Заречной, которая мечтает стать актрисой. В поместье, где она живет, она окружена творческими людьми, которые вдохновляют ее в этом стремлении, несмотря на протест родителей. Пьеса разворачивается вокруг жизненного пути этой девушки, на котором её ждет любовь и разочарование, надежды и падения. Все действующие лица оказываются вовлечены в водоворот жизни Нины Заречной, и чем ближе к развязке, тем более динамичным становится действие. Предлагаем Вашему вниманию фильм по спектаклю МХАТ им. М. Горького.

«Дама с собачкой» (1960) — экранизация одноименного рассказа Антона Чехова.

История создания произведения «Дама с собачкой» берет начало в 1897 году. Тогда А. П. Чехов спланировал его первую редакцию. Изначально он думал назвать рассказ иначе. На протяжении всего года писатель делал заметки, собирал материалы, чтобы реализовать свой замысел. Наконец, в 1898 г. Антон Павлович написал «Даму с собачкой». На момент создания рассказа он пребывал в Ялте, где встретил свою любовь. Эти события, видимо, подтолкнули его к воплощению давнего замысла.

Впервые произведение А. Чехова «Дама с собачкой» было опубликовано в 1899 г. в журнале «Русская мысль». Читатели восприняли рассказ с восторгом, ведь произведение ознаменовало возвращение А. П. Чехова к творчеству.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/sochinenie/dama-s-sobachkoy/analiz-proizvedeniya-chehova.html

Предлагаем Вам посмотреть эту экранизацию.

https://www.youtube.com/watch?v=q63WqidRUXo

Одна из лучших экранизаций Чехова в кинематографе — «Мой ласковый и нежный зверь» (1987). Трагическая мелодрама по мотивам повести Чехова «Драма на охоте». Фильм известен также замечательной музыкой Евгения Доги, которая стала классикой советского композиторского искусства.

Предлагаем Вашему вниманию посмотреть отрывок из этого фильма.

Мультфильм «Каштанка», снятый в технике ротоскопии по одноименному рассказу Антона Павловича Чехова. Это одно из немногих произведений А.П. Чехова, относимое к классике детской литературы. Главная героиня Каштанка – очаровательная, но не породистая собачка, оказавшаяся на улице и вынужденная бороться за свое существование в жестоком мире большого города. Перед зрителем предстает мир глазами бродячей собаки, мир, в котором еда – неслыханная удача, а побои – обычное дело. Впрочем, не все так уж безрадостно: Каштанке встречаются и люди, и животные, сострадающие и готовые ей помочь выжить. Порой она доверяется не тем и жестоко платит за свое доверие, а порой находит хороших и добрых друзей. В иносказательной форме А.П. Чехов рассказывает типичную для российской литературы 19 века историю всех «униженных и оскорбленных». Мультфильм «Каштанка» будет интересно смотреть и детям, и взрослым, ведь под простым повествованием о собачке скрывается мудрая жизненная притча.

https://www.youtube.com/watch?v=IxrfvHrLH3Y

Предлагаем Вашему вниманию послушать рассказы Антона Павловича Чехова.

Предлагаем Вашему вниманию интервью художника Николая Полюшенко об Антоне Павловиче Чехове

Чехов не был детским писателем, он с иронией относился к специально детской литературе. По его мнению, детскую литературу нужно не сочинять специально, делая «скидку на возраст», а выбирать книги для детей из просто хорошей литературы. Впрочем, иногда он писал специально для детей; это были шуточные, пародийные рассказы, предназначенные для семейного круга и близких друзей.

Сам автор рекомендовал для детского сборника свои рассказы «Каштанка» и «Белолобый». Множество рассказов писателя никогда не входили в детские сборники, но именно они нравятся детям. Это смешные рассказы из ранних сборников Антоши Чехонте: «Письмо к ученому соседу», «Радость» и так далее.

В нашей библиотеке Вы также сможете взять эти и многие другие рассказы для самостоятельного чтения .

Рекомендательный список «Чехов сегодня и всегда»

Кулешов, Жизнь и творчество А.П. Чехова: Очерк/ В.И.Кулешов // М.:. — 1982.

Чудаков, А. П. Антон Павлович Чехов: Книга для учащихся. / А. П. Чудаков. — М.: Просвещение, 1987. — 176 с. — (Биография писателя).

Антон Павлович Чехов: статья // Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века / Глав.ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2001. — С. 647 — 659.

Чехов, А. П. Вишневый сад: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт.-сост. И. Ю. Бурдина. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003. — 112 с. — (Школьная программа).

Чехов. Из Сибири. / А. Чехов // Сборник. — 1985.

Чехов. Пьесы. / А. Чехов // Книга. — 1974.

Чехов, Собрание сочинений / А. Чехов // Полное собрание сочинений. — 1998г

Чехов А. Толстый и тонкий / А. Чехов // Книга. — 2010.

Чехов. Из Сибири. / А. Чехов // Сборник. — 1985.

Чехов. Пьесы. / А. Чехов // Книга. — 1974.

Чехов, Собрание сочинений / А. Чехов // Полное собрание сочинений. — 1998г

Чехов. Толстый и тонкий / А. Чехов // Книга. — 2010.

Чехов. Дама с собачкой / А. Чехов // Повести и рассказы.-1998

Чехов. Дом с мезонином / А. Чехов // Повести и рассказы.-1983

Чехов. Степь / А. Чехов // Повести и рассказы.-1989

Чехов. Повести и рассказы / А. Чехов // Повести и рассказы.-2002

Информацию подготовила: Ведущий библиотекарь Кирейко М.С. , разместила на блог Кирейко М.С.