«Божественная комедия» возникла в тревожные ранние годы XIV века из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Для будущих — близких и далеких — поколений она осталась величайшим памятником поэтической культуры итальянского народа, воздвигнутым на рубеже двух исторических эпох. 21 ноября сотрудники БИЦ имени А.В. Калинина приглашают на бенефис «Божественной комедии». Вот уже 700 лет бессмертное произведение Данте оказывает влияние на мировую культуру. Этот литературный памятник сравним лишь со Священным Писанием.
«Суровый Дант» – так назвал творца «Божественной Комедии» Пушкин – совершил свой великий поэтический труд в горькие годы изгнания и странствий, на которые осудила его восторжествовавшая в 1301 году в буржуазно-демократической Флоренции партия «черных» — сторонников папы и представителей интересов дворянско-буржуазной верхушки богатой республики.
Данте Алигьери родился в 1265 году во Флоренции. Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Первое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 году, а уже в 1300 он стал приором. Но вскоре Данте был изгнан из Флоренции вместе с партией (белые гвельфы), к которой он принадлежал, и заочно осужден на смерть. Он никогда больше не увидел своего родного города и умер в изгнании в 1321 году.
Данте был первостепенной литературной величиной. Его «Божественная комедия» стала средневековой энциклопедией научных, политических, философских, моральных, богословских знаний. Она, написанная 700 лет назад, признана величайшим памятником итальянской и мировой культуры. «Комедия» входит во «Всемирную библиотеку» (список наиболее значимых произведений мировой литературы «Норвежского книжного клуба»).
Поэма делится на три части, или кантики, – «Ад», «Чистилище» и «Рай». Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища – местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая – обители блаженных. События комедии излагаются автором от первого лица. В вводной песне поэт рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, однажды заблудился в дремучем лесу и как Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, преграждавших путь, предложил ему совершить странствие по загробному миру. Дремучий лес – символ совершённых на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений. Три зверя – рысь, лев и волчица – три самые сильные страсти: сладострастие, гордыня, корыстолюбие. Этим аллегориям придаётся также политический смысл: рысь – Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов; лев, символ грубой физической силы – Франция; волчица, алчная и похотливая, – папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте. От зверей рассказчика спасает Вергилий – разум, посланный к поэту. Он ведёт через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а божественная благодать (итал. Beatrice — благодатная) ведёт к вечному блаженству.
«Божественная комедия» на протяжении семи столетий являлась источником вдохновения для многих художников, поэтов и философов. Её структура, сюжеты, идеи очень часто заимствовались и использовались очень многими позднейшими творцами искусства, получая в их произведениях уникальную и часто различную интерпретацию. Влияние, оказанное произведением Данте на всю человеческую культуру в целом и отдельные её виды в частности, огромно и во многом неоценимо.
Известно, что творчество Данте очень интересовало и волновало А. С. Пушкина, который во многом ради изучения дантовского наследия, ради изучения «Божественной комедии» даже освоил итальянский язык. Можно сказать, что величайший итальянский поэт был литературным наставником для величайшего русского.
Задумал создать произведение, подобное «Божественной комедии» и Н. В. Гоголь. В годы жизни в Италии он много читал Данте, в Москве друзья постоянно заставали его за чтением «Божественной комедии». Идея и план «Мертвых душ», как их мыслил Гоголь, очень близки «Комедии». Как и Данте, Гоголь делит свою поэму на три части; внутренний смысл каждой из них должен был соответствовать дантовским «Аду», «Чистилищу» и «Раю». Не случилось: закончив первую часть «Мёртвых душ», он дважды пытался написать вторую, но всё написанное отправлялось в огонь. В итоге это привело к полному духовному истощению писателя.
Влиянием Данте отмечено творчество одного из самых крупных поэтов русского символизма, Александра Блока. Образ Данте появляется в итальянском цикле Блока. В Равенне, бывшем имперском городе, тихом и старинном, Блока обступают воспоминания:
Почиет в мире Теодорих,
И Дант не встанет с ложа сна,
Где прежде бушевало море,
Там виноград и тишина.
В творчестве А. А. Ахматовой образ Данте также занимал значительное место. В 1965 году, на торжественном заседании, посвящённом 700-летию со дня рождения Данте Алигьери, Анна Ахматова прочла «Слово о Данте», где помимо собственного восприятия Алигьери, приводит упоминание о Данте в поэзии Н. С. Гумилёва и трактат О. Э. Мандельштама «Разговор о Данте».
Самое первое издание «Божественной комедии» было напечатано в 1472 году Йоханнесом Нумайстером, печатником из Майнца.
Творчество Данте также нашло отражение в живописи, скульптуре, музыке, кинематографе.
Фреска Доменико ди Микелино отобразила в себе всю сюжетную композицию «Божественной комедии». Данте изображён держащим копию Божественной комедии рядом с входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху.
В 1822 году Эженом Делакруа была написана картина «Ладья Данте» («Данте и Вергилий в аду», Лувр, Париж).
Осенью 1855 года Гюстав Доре (французский гравёр, иллюстратор и живописец) приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии». Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году. Предлагаем Вам познакомиться с одной из них.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
В 1880 году Огюст Роден начал работать над скульптурой, получившей название «Врата ада», в итоге оставив её незавершённой при жизни. Она была отлита только в 1917 году, после смерти мастера. Сейчас эта скульптура хранится в Музее Родена.
Ференц Лист в написал симфонию «Данте», которая делится на две части: «Ад» и «Чистилище». «Магнификат», завершающий «Чистилище», заменяет запланированную третью часть симфонии, которая должна была называться «Рай».
В 1911 году режиссёрами Ф. Бертолини, А. Падованом и Дж. де Лигворо по мотивам дантовского «Ада» был снят фильм «L’Inferno». Он стал первым итальянским полнометражным фильмом и первым фильмом, посвящённым тематике Божественной комедии. В 1989 году британский режиссёр П. Гринуэй снимает мини-сериал «A TV Dante», посвящённый дантовскому Аду.
«Божественная комедия» интересна и с научной точки зрения. Стоит упомянуть, что в своей поэме Данте приводит достаточно много ссылок на научные явления и технологические достижения. Например, затрагиваются вопросы, рассматриваемые в рамках физики. Например: сила тяжести; происхождение землетрясений и крупных оползней; круговорот воды; относительность движения; распространение и отражение света; магнитный компас.
«Божественная комедия» Данте Алигьери, безусловно, одно из самых важных литературных произведений в мировой культуре. Можно утверждать, что Гений Данте не только живёт – будет жить в умах, произведениях, образах современного мира, вдохновляя всё новых поэтов и писателей на переосмысление этой книги.
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовлено Поповой А.А., зав. филиалом.