Евгений Евтушенко писал: «Невозможно по-настоящему любить стихи, не зная Кедрина. Его роль в русской поэзии особая, сложившаяся в результате определенных обстоятельств – роль воссоздателя исторической памяти».
Иосиф Уткин и Эдуард Багрицкий в 1931 году написали положительный отзыв на его книгу стихов, но литературные критики были непреклонны, пока он не убрал несколько стихотворений, в которых «он не чувствовал слова», или, как они говорили позднее, «с обилием чужих голосов».
Когда я уйду,
Я оставлю мой голос
На черном кружке.
Заведи патефон,
И вот
Под иголочкой,
Тонкой, как волос,
От гибкой пластинки
Отделится он.
Это Дмитрий Кедрин, который трагически погиб в ночь с 18 на 19 сентября 1945 года.
Он родился в феврале 1907 года в донбасском посёлке Берестово-Богодуховский рудник в семье горняка. Литературным воспитанием внука занималась бабушка, она читала из своей тетради Пушкина, Лермонтова, Некрасова и в подлиннике Шевченко и Мицкевича. Бабушка и стала первой слушательницей стихов Кедрина. Дмитрий начал печататься в 1924 году в екатеринославской губернской комсомольской газете «Грядущая смена». Одно из первых опубликованных стихотворений называлось «Так приказал товарищ Ленин».
В 1929 году на Украине был заключён в тюрьму «за недонесение известного контрреволюционного факта». Факт состоял в том, что у его приятеля отец был деникинским генералом, а Кедрин, зная об этом, в органы на него не донёс. За это «преступление» был осуждён на два года, провёл за решёткой 15 месяцев и был досрочно освобождён. За отказ быть секретным осведомителем НКВД, ряд исследователей связывают все проблемы поэта с публикацией его произведений и тайну гибели Дмитрия Борисовича при странных обстоятельствах.
В 1931 году вслед за друзьями, поэтами Михаилом Светловым и Михаилом Голодным, Кедрин переехал в Москву и вместе с женой обосновался в полуподвале старого двухэтажного дома на Таганке в Товарищеском переулке, 21. Работал в заводской многотиражке «Кузница» мытищинского завода «Метровагонмаш», литературным консультантом при издательстве «Молодая гвардия» и одновременно внештатным редактором в Гослитиздате. В 1932 году высокую оценку Максима Горького получило кедринское стихотворение «Кукла», оно принесло автору первую известность.
Знание русской истории не позволило ему идеализировать годы «великого перелома». Строки в «Алене Старице» — «Все звери спят. Все люди спят. Одни дьяки людей казнят» — были написаны не когда-нибудь, а в годы террора. В 1938 Кедрин создает шедевр русской поэзии XX века — поэму «Зодчие», поэтическое воплощение предания о строителях храма Василия Блаженного, под влиянием которого Андрей Тарковский создал фильм «Андрей Рублев». В ряду лучших лирических стихотворений Кедрина, воспевающих неброскую природу средней полосы России — «Подмосковная осень» (1937), «Зимнее» (1939), «Осенняя песня» (1940). В народно-песенных традициях выдержаны две песни про пана (1936); «Песня про солдата» (1938), баллада «Зодчие» (1938), поэма «Конь» (1940). Наблюдая за травлей Осипа Мандельштама, Николая Заболоцкого, Павла Васильева, Кедрин написал едкую эпиграмму:
У поэтов жребий странен,
Слабый сильного теснит:
Заболоцкий безымянен,
Безыменский – именит!
Перед уходом на фронт в 1943 году Кедрин отдал новую книгу стихов «День гнева» в Гослитиздат, но она получила несколько отрицательных рецензий и не была издана. Вероятной причиной отказа было то, что он отразил в стихах не героическую сторону войны, а скудную жизнь тыла, ночи в убежище, бесконечные очереди, нескончаемое человеческое горе. Большинство своих стихотворений автор так и не увидел напечатанными, а его поэма «1902 год» ждала публикации пятьдесят лет.
Дочь поэта Светлана Кедрина так описывает утро 18 сентября 1945 года, то последнее утро: «Митя глядел в книжку. Не знаю, читал ли он её или думал. И я подумала: неужели этот человек — мой муж? Неужели он так нежен и ласков со мною, неужели его губы целуют меня?.. И я подошла к нему. «Что, милая?» — спросил Митя и поцеловал мою руку. Я прижалась к нему, постояла и отошла. Через несколько минут Митя ушёл из дома на поезд в Москву… Я проводила его до дверей, Митя поцеловал мои руки, в голову. И вышел… в вечность от меня, от жизни. Больше я Митю не видела. Через четыре дня я увидела его фотографию, последнюю и такую страшную. Митя был мёртв. Какой ужас был в его глазах! Ах, эти глаза! Они сейчас всё мне мерещатся…».
18 сентября 1945 года Дмитрий Кедрин трагически погиб под колёсами пригородного поезда — как считалось, по пути домой из Москвы в Черкизово его выбросили из тамбура вагона. До публикации книги Кедриной считалось, что трагедия произошла неподалёку от Черкизово, между платформой Мамонтовская и станцией Пушкино, либо у платформы Тарасовская. Там Кедрин должен был сойти с поезда, возвращаясь из Москвы, куда в тот день ездил за гонораром в Союз писателей и в баре на ул. Горького встречался со старым знакомым ещё по Украине, поэтом Михаилом Зенкевичем. Тело поэта было найдено на следующее утро неподалёку от железнодорожной насыпи на мусорной куче в Вешняках. Исследователи до сих пор теряются в догадках, как осторожный, внимательный и предусмотрительный Кедрин, спешивший домой с лекарствами к занемогшей жене, оказался так далеко, в противоположной стороне от Москвы и от своего дома, на линии, идущей не с Ярославского вокзала, а с Казанского. Несмотря на проведённое УГРО расследование, данных, проясняющих картину происшествия, получено не было, виновные лица не установлены. Тайна смерти поэта до сих пор остаётся неразгаданной.
Впервые массовое внимание к поэзии Кедрина было привлечено в сентябре 1967 года. В 1984 году однотомник Кедрина, включающий его основные произведения, впервые был издан массовым, 300-тысячным тиражом. Сборник, изданный в Перми, в книжных магазинах страны не залежался. Следующее, 200-тысячное издание «Дума о России» (Москва, 1989), также быстро разошлось.
Кедрин похоронен в Москве на Введенском кладбище. Проводить поэта в последний путь пришли его друзья. У изголовья могилы поэта растёт 300-летний дуб. Евгений Евтушенко написал в предисловии к одному из его сборников стихов: «Какое состояние внутренней перенесённости через время! Какой хваткий взгляд сквозь толщу лет»: «По кедринским страницам идут люди многих поколений, соединённые в человечество».
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовлено Дергачевой А.С., библиотекарь 1 категории.