«Музейные ценности»
К 85-летию Ростовского областного музея краеведения
Изменения территориально-административного деления, упразднение Северо-Кавказского округа, и образование Ростовской области (Постановление Центрального исполнительного комитета от 13.09.1937 года), вызвали преобразования и в культурной политике. Этому также способствовало и широкое распространение в стране краеведческого движения, правда несколько отличного от подобного движения начала 20-х годов. К 1937 году местные краеведческие школы были разогнаны. Такая же судьба ждала и действующее с 1923 года Донское общество археологии, истории и искусств, являющегося наследником традиций рождённого в 1907 году в г. Ростове-на-Дону общества истории, древностей и природы.
Прекратило своё существование и Северо-Кавказское краевое общество археологии, истории и этнографии, а некоторые его члены — М.Б. Краснянский, А.Т. Стефанов, Б.В. Лунин были арестованы. Они обвинялись по статье 58 УК. Так, в отношении Б.В. Лунина обвинение звучало так: «Один из активных участников постоянных поквартирных собраний работников и краеведов, объединённых на поприще работы над составлением археологической карты», на самом деле стремящихся увести «краеведение в прошлое, в ущерб настоящему, сохранить приверженность буржуазно-дворянской науке и противостоять науке марксистко-ленинской». Восемь месяцев пребывания во внутренней тюрьме, условная ссылка во Фрунзе, затем рамочная свобода — таков удел истинного учёного, археолога, краеведа.
В таких условиях могло выжить только «производственное» краеведение, представляющее в обязательном порядке современное состояние общества с обязательной демонстрацией побед на экономическом фронте.
В своих мемуарах «Перебирая четки воспоминаний» Б.В. Лунин писал: «…как по всей стране и музейное дело находилось под зорким и недремлющим оком господствовавшей тогда административно-командной системы с органически присущей ей практикой жесткого идеологического диктата. Не говорю уже об общей, напряжённой и нервной атмосфере печально известного «тридцать седьмого». В таких условиях рождался музей.
В приказе по ОблОНО, в непосредственном ведении которого, находился музей, указывалось, что «Музей принадлежит к числу краеведческих музеев и ставит своей основной задачей широкий и всесторонний показ Ростовской области в её прошлом и настоящем (география, геология, природные богатства, история, культура и быт, достижения современного строительства)».
Основу краеведческого музея составили практически все, ранее существовавшие в Ростове музеи. Прежде всего это были коллекции городского музея, остатки от расформированного музея горских народов, антирелигиозного музея, располагавшегося в соборе Александра Невского, а также материалы музея коммунального хозяйства.
Музею было предоставлено новое здание — бывший особняк Николая Парамонова (ныне научная библиотека ЮФУ), по адресу Пушкинская, 204.
Переезд состоялся в июле 1937 года, а уже в ноябре, к ХХ-ой годовщине Октября, музей был открыт для посетителей.
Директором музея был назначен А.П. Альгин, ранее занимавший пост старшего инспектора по делам музеев ОблОНО. Но вскоре он переехал в Ленинград.
На посту директора его сменил Николай Иванович Губанов, выпускник философского факультета Института Красной профессуры, работавший преподавателем философии в ВУЗах Ростова. В штате музея было 28 человек, в том числе 11 научных сотрудников.
Одной из многочисленных задач, стоящих перед коллективом музея, была подготовка новой исторической экспозиции. Работу по её созданию возглавил Б.В. Лунин, пришедший на работу в музей и сразу возглавивший отдел досоветского периода. Фундаментальные знания по истории Дона позволили ему за короткий срок построить экспозицию, представляющую историю Дона с древнейших времен до 1917 года. Экспозиция оформлялась в сжатые сроки художником музея М. Львовым, что конечно сказалось на ее качестве и представляемых материалах. Но именно этот художник вместе с Б.В. Луниным смог сделать первую диораму и разместить её в экспозиции, что для провинциальных музеев было диковинкой и роскошью. Также была подготовлена выставка по истории города Ростова-на-Дону. На ней была представлена современная проекция крупнейших предприятий Ростова — ДГГФ, фабрики им. Микояна, Сельмаша.
Коллекции антирелигиозного музея были положены в основу постоянной выставки, занимавшей небольшой Уголок в здании, «Религия — враг народа».
При музее был организован кружок юных краеведов историков, работал кабинет истории Древнего Востока, в котором экспонировалась настоящая мумия.
Чтобы привлечь посетителей в музей, были отпечатаны афиши, приглашающие посетить «вновь организованный Ростовский областной музей краеведения». Музей был открыт для обозрения ежедневно, с 12 часов до половины седьмого, «за исключением дня, за общевыходным днём». Стоимость билетов для взрослых, учащихся, студентов ВУЗов и школьников соответственно была 60 40, 20 копеек. Стоимость экскурсии обзорной для соответствующей группы была 8 рублей — обзорная и 12 рублей — тематическая, для школьников — б и 10 рублей.
Основными посетителями музея были школьники, красноармейцы, колхозники. Взглянуть на музей глазами его первых посетителей помогла хранящаяся в музее книга отзывов. Она содержит отзывы за 1940-1941 годы. В них и восхищение, и удивление, желание помочь музею и указать на недостатки в оформлении экспозиций.
2 марта 1940 года в музее побывал известный геолог профессор Богачев, выразивший желание тесно сотрудничать с музеем. В отзыве он писал: «Необходимо требовать от города немедленного ремонта и гарантий неприкосновенности. Донской край может обогатить музей невиданными для его развития как первоклассного краеведческого музея экспонатами высокой научной ценности».
В связи с отсутствием достаточных площадей не было возможности полностью представить художественный отдел, который включал в себя подлинные полотна, представляющие все важнейшие течения в истории русской живописи — Рериха, Сарьяна, Федорова, Верещагина, Левитана.
В экспозиции была представлена лишь незначительная часть коллекции, что естественно вызывало недовольство любителей изящных искусств.
После недолгих дебатов, вызванных публикацией в газете «Молот» статьи «Скрытый клад», было принято решение о создании картинной галереи. Для неё было выделено помещение бывшей греческой церкви, куда были перевезены коллекции и создана первая художественная экспозиция.
С целью объединения краеведов, выработки единого плана действий в апреле 1938 года прошло собрание краеведческого актива г. Ростова-на-Дону, а затем и Ростовская областная краеведческая конференция.
На ней было обращено внимание на практическое отсутствие научной краеведческой работы, путеводителей, научно-популярных брошюр по истории Дона.
Президиум Облисполкома в мае 1938 г. заслушал доклад ОблОНО о состоянии и мерах по развитию краеведческого дела в области.
Материалы к докладу о деятельности музея в развитии краеведческого движения готовил В.Д. Лунин в них была отмечена крайняя недостаточность материальной базы для развития краеведческой работы, на низком уровне была и научная исследовательская деятельность.
Музеем были предприняты работы по улучшению научной и просветительской деятельности. Были разработаны тематики лекций, памятки об организации и содержании работы краеведческого кружка, начата серьёзная научно-исследовательская работа по изучению истории Дона.
В 1939 году были подготовлены и изданы первый и второй выпуски «Известий Ростовского областного музея краеведения», положивших начало периодическому научному изданию музея.
В связи с большой востребованностью научно-популярной краеведческой литературы сотрудниками музея были подготовлены и изданы в серии «Школьная библиотека» книги Б.В. Лунина «Первобытные люди на Дону и Кубани», «Саркел», «Азовское сидение», М.А. Миллера «Танаис», а также работы Н.А. Волкова «Этель Борко», Б. Лунина и Потапова «Азовские походы Петра 1», улучшилась собирательская и лекционная работа.
За 1938 год в музей поступило 570 предметов, прочитано 770 лекций, в музее появились реставрационная и столярная мастерские. Фонды музея на 1 января 1939 года составили 21200 предметов и включали в себя палеонтологические, археологические коллекции, фотографический фонд и этнографические коллекции.
Большое внимание уделялось выставочной деятельности. В предвоенные годы в музее были открыты выставки по истории Ростова, «Достижений социалистического строительства», выставка, посвященная 60-летию И.В. Сталина.
В первые дни начала Великой Отечественной войны музей продолжал работать. Но 25 июля 1941 года было принято Постановление Ростоблисполкома об освобождении здания, занимаемого музеем, под станцию переливания крови. Музею предоставлялось помещение Детской туристической станции завода «Красный Аксай». Но руководство завода здание не освободило.
11 августа 1941 года директор музея Якунин П.М. направил резкое письмо председателю Ростоблисполкома Мотинову, в котором потребовал принятия срочных мер в отношении коллекций музея: «Имущество музея категорически отличается от имущества клубов. Оно не возобновляется. Музей и так много пострадал от этих перевозок. Государство может лишиться весьма ценных, а при этом невозобновляемых редких экспонатов».
Но военное время диктовало свои правила. Приказы не обсуждались, их надо было исполнять. Экспозиция музея была свёрнута и в течение одного дня перенесена в подвал музея, другая была размещена в Армянской церкви, где музей и влачил своё жалкое до оккупации немцами Ростова. Чтобы спасти часть предметов, было принято решение спрятать их на квартирах сотрудников музея. Несмотря на то, что все силы были брошены на эвакуацию, сотрудники продолжали вести научно-просветительскую работу. За июль-август1941 года ими было прочитано 22 лекции. Основными слушателями были воины Красной Армии.
В первые дни оккупации Ростова музей был разграблен. Наиболее ценные предметы были взяты гестапо, В архиве музея сохранился листок с надписью в правом углу красным карандашом «Зондер команда СС». Коллекции подверглись разграблению проходящими немецкими частями, а затем и мародерами. Оставшиеся предметы были свалены в отведенную для музея синагогу. В 1943 году, незадолго до отступления, немцы взорвали здание музея. В пожаре и под обломками погибли фонды, архивы, библиотека музея. Такая же участь ждала и еще один ростовский музей, открытый в 1930 в здании ротонды в городском саду – музей революции.
Списки утраченных коллекций составлялись несколько лет. Музей потерял этнографические и археологические коллекции, среди них уникальные золотые находки из станицы Даховской — серебряная чаша царя Пакора весом 348,5 г., золотые подвески, с изображением женского божества, предметы культа русской православной, греческой и армянской церквей коллекции предметов калмыцкого культа и оружие. Списки составляют более 70 листов, и включают в себя тысячи памятников материальной и духовной культуры. Любая война наносит ущерб моральный и материальный. Она одинакова во все времена. Страдают и погибают люди, страдают и погибают культурные ценности.
Деятельность музея возобновилась сразу же после освобождения Ростова. За короткий срок были собраны все сохранившиеся коллекции и размещены в здании, предоставленном музею по ул. Пушкинской 137/ 139 (здание не сохранилось).
В связи тем, что музей революции находился в таком же положении, как и музей краеведения, 20 марта 1943 года приказом № 27 по отделу народного образования было принято решение об объединении двух музеев. Директором объединенного музея был назначен директор музея Революции Я.М. Шагал.
Все сотрудники музея краеведения, работавшие в этот период, были сохранены в штате объединенного музея.
Я.М. Шагал возглавлял музея с 10 марта 1943 года по 1 ноября 1943 года. Затем директором объединенного музея вновь был назначен П.М. Якунин.
Отсутствие помещения обусловило вынужденную бездеятельность музея. В здании, предоставленном музею, разместили несколько организаций: архитектурный отдел, Облместпром, Тракторосбыт, а сам музей был втиснут в подвал. Сотрудники музея в течение 1943 года расчищали подвалы от мусора, приспосабливая их для хранилища.
Несмотря на все трудности, сотрудники проводили лекционную работу, организовали фотофиксацию разрушенных зданий Ростова (фотограф Неткачев). Зав. фондами была назначена А.Н. Потатуева, начавшая инвентаризацию сохранившихся коллекций.
В конце декабря 1944 года Ф. Тумилевич был командирован в Приморск — Ахтарский район за костюмами казаков-некрасовцев.
В цокольном этаже здания в мае 1944 года была подготовлена и открыта первая фотовыставка «Ростовская область в годы войны».
Дирекция музея делает многочисленные попытки получить новое здание или вернуть старое.
Все попытки вернуть здание оказались безрезультатными. Все это привело к обращению М. Лентовской в Ростоблисполком о возможности перевода Ростовского областного музея краеведения в Таганрог и слиянии его с Таганрогским музеем, Ответ был получен от Комитета по делам культурно-просветительных учреждений. В нем говорилось: «Комитет находит нецелесообразным временный перевод, но возражает против слияния».
Согласно решению Ростовского Облисполкома в течение 1946 года Ростовский областной музей краеведения переводился в Таганрог в краеведческий музей.
В течение лета была проведена упаковка коллекций, переезд и устройство на новом месте. Музею было выделено помещение около 70 м2 для размещения фондов, для экспозиций и выставок место не планировалось. Практически полностью сменился состав сотрудников музея, поскольку жилье не предоставляли. Основной работой было комплектование коллекций и их инвентаризация, лекционная деятельность. В своем письме к Б.В. Лунину в Ташкент 22 февраля 1948 года Г.А. Иноземцев с горечью писал: «Ваше сердце рвется в Ростов! И не случайно. Ростовский музей, вернее его вывеска и кое-что при ней, находится в Таганроге. В Ростове нет музея!»
Это беспокоило многих людей, которым дорога была история, бесценные коллекции, сама память о музее. В Ростове продолжались работы по поиску помещения для музея. И оно было найдено. Также пострадавшее в годы войны здание в стиле модерн на улице Энгельса, 87 (ныне Б. Садовая, 79). В музее сохранилась фотография начала ХХ века с изображением этого здания, принадлежавшего ранее фирме по продаже сельскохозяйственных орудий.
В 1951 было принято решение о передаче здания Ростоскому областному музею краеведения.
Автором проекта по реконструкции здания для стала Екатерина Евгеньевна Григор. Она поставила перед собой задачу создания архитектурно-художественного образа музея. В проекте сохранялась П-образная архитектура здания, но появилась колоннада, треугольные фронтоны торцов здания. Изменения коснулись интерьеров здания, поскольку необходимо было создать просторные залы для размещения экспозиций.
Музей возвращался домой. 7 ноября 1957 года к 40-летию Октябрьской революции Ростовский областной музей краеведения был открыт для посещения. Дворик музея вновь украсили каменные бабы и Петровский якорь, пережившие тяжелые годы войны. В своих воспоминаниях, написанных по моей просьбе, Б.В. Лунин цитирует письмо А. Ребриной (зав. фондами музея в довоенное время), посетившей Ростовский областной музей краеведения в 1957 году: «Якорь все тот же, да мы другие».
У музея начиналась новая большая и счастливая жизнь.
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовила Попова А.А., зав. филиалом.