Свадебный обряд у всех народов, несмотря на локальные различия, включает в себя множество материальных атрибутов, таких как изделия из меха, платки, монеты, венки и т.д.
В славянской свадьбе на всех этапах, начиная от предсвадебного цикла, в состав обрядовых предметов обязательно входили хлебные изделия, в том числе хлеб-соль, посадские пироги, свадебные пряники, «детки», «шишки» и др.
И хотя, по мнению исследователей, данные предметы прочно обосновались в свадебном обряде в 18-19 вв., действия с ними — от зерен злаковых до каравая — подробно изложены в «Домострое» — литературном памятнике середины XVI в., содержащем свод правил поведения горожанина на Руси, в том числе и во время свадьбы. Здесь рекомендовалось стелить постель молодых на «тридевяти снопах», кормить молодых кашей. Важная роль отводилась манипуляциям с караваем, для чего в состав свадебных чинов обязательно входили карарайники как со стороны невесты, так и со стороны жениха, одетые в меховые горлатные шапки, так как каждая из сторон готовила по караваю, но носилки под него «наряжали» родные невесты (причем каравай жениха был с пудовой свечой, невесты — с сыром).
Когда жених со свитой приезжали за невестой, в дом вносили носилки с караваями, и в ее покоях каравайники сдвигали их.
По возвращения их церкви после венчания«глыбку сыра».
Рассмотрим в контексте вышесказанного место и роль хлебных изделий в свадебной обрядности донских конца 18- начала 19 вв.
Обряд донских казаков подробно исследован известным фольклористом А.М. Листопадовым в 1897-1901 гг. в ст. Екатерининской Области Войска Донского и опубликован в 1947 г. («Старинная казачья свадьба». Ростов-на-Дону). Хотя А.М. Листопадова интересовали в основном свадебные песни, он описывает и обряды.
Так, во время сватовства, в знак согласия родители невесты принимали от сватов хлеб-соль и отдавали свой калач. Во время рукобития на столе стоят «неналоманные калачи» и солонка с солью. Калачами угощал жених невесту во время молодежных вечеринок, которые после рукобития происходили в его доме.
В последний вечер перед свадьбой, в самый драматичный момент, мать невесты ставила в горнице на стол «ряженый круглик» — расписанный узорами и украшенный изюмом пирожок с картошкой и просила девушек-подружек «сборы играть» — невеста начинала прощаться с домом, близкими, оплакивать косу.
В день венца в доме невесты для поезжан готовили пироги, а невесту с женихом провожали в церковь хлебом-солью. Возвратившихся из церкви новобрачных родители жениха встречали поднятым на руках, надрезанным поперек большим круглым пшеничным хлебом. Как только новобрачные с дружкой подходили «под хлеб», родители разламывали его, целовались друг с другом, входили в дом вслед за молодыми.
После повивания молодой бабичим головным убором, молодые уходили в спальню, а родителей молодой приглашали «откушать хлеба-соли». На утро молодых «кликали завтракать» (угощение приносила мать невесты, в том числе пирог с рисом и изюмом, а женщины из семьи молодого готовили каравайный обед и «позывали сватов к караваю», неся «калину»).
Пришедших на каравай родителей молодой старшая из стряпух угощала кашей и приглашала к застеленному вышитой скатертью или новой шалью столу, на котором стояли хлеб-соль, несколько калачей, тарелка с пряниками, конфетами, «розанами» (хворостом).
Дружко в этом время готовил молодых к выходу: давал в руки большой поднос, накрытый платком, на котором возвышался каравай. Каравай готовили подружки невесты на посиделочной неделе, за 2-3 дня до венца, из невестиных продуктов, хотя Листопадов отмечал, что в ряде станиц существовал обычай «снашиваться»: девушки-подружки приносят муку, яйца; масло, сусальное золото, цветную бумагу, веточки для украшения каравая.
Для каравая пекли 2 лежня — круглых Ютеба. Один должен стать главным в каравайном обряде, а другой — съеден в самом конце свадьбы («похороны концов»). Затем особые умелицы запекали на огне «веточки», «розочки», «гулюшки», золотили их и втыкали в лежень, чтобы он получился «справным» и «веселым». Изготовление каравая сопровождали пением медленных минорных песен.
В день перед венцом два брата невесты или других молодых родственника на большом подносе переносят каравай, украшенный красной лентой, в дом жениха. Сопровождавшие процессию девушки, пели:
Да во поле овес рясен,
Во тереме каравай красен —
Шишками, голубцами,
Удалыми молодцами.
В доме жениха его мать принимала каравай и угощала гостей, после чего свашка одаривала девушек-подружек «детками» — украшенными золотом каравайчиками, которые обязательно нужно показать по возвращении в доме невесты.
С трех сторон каравая ставят по восковой свече, дружко зажигает их и торжественно ведет молодых в горницу с песней «Заинька рекой бредет». Как только они поставили караваи на стол, дружко тушил свечи и снимал ленту с ветвей каравая со словами:
Сыр-каравай принимайте,
А молодых наших одаряйте!
Наши молодые нанове,
Им много надобно:
На шильца, на мыльца,
На белилы, на румяны,
На всякую потребу!
Сыр-каравай резали и разносили присутствующим, начиная с родителей жениха. Все одаривали новобрачных, после чего свадебные чины «сдавали со своих рук молодых». На этом свадьба считалась фактически законченной.
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовлено Дергачевой А.С., библиотекарь 1 категории.