Выставка-обзор «Солнце русской поэзии» ко дню рождения А.С. Пушкина

В филиале № 14 Библиотека имени А.В. Калинина проходит выставка-обзор о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина — величайшего поэта и драматурга нашего отечества к 225-летию со дня его рождения.

На выставке представлена как художественная литература, так и отраслевая литература, посвященная творческому пути А.С. Пушкина.

Художественная литература:

Тынянов Ю.Н. Пушкин: Роман/ Послесл. Б. Костелянца. — М.: Худож. лит., 1990. — 544 с.

Роман «Пушкин» посвящен детству, отрочеству и юности поэта. Талантливый исследователь и художник, знаток пушкинской эпохи, Ю.Н. Тынянов (1894-1943) сумел не только запечатлеть живой образ самого поэта, но и воссоздать атмосферу его семьи, лицея, характерные черты литературной и художественной жизни первых десятилетий XIX века.

Пушкин А.С. И жизнь, и слезы, и любовь… — М.: ЗАО «Олма Медиа Групп», 2012. — 304 с.

«И жизнь, и слезы, и любовь…»: Универсальный гений А.С. Пушкина выразился не только в жанровом разнообразии его произведений — из-под его пера вышли гениальные лирические строфы, поэмы, проза, сказки, драматические произведения, — но и в том, что он, впитав в себя достижения всей мировой культуры, при этом является, по словам Достоевского, самым русским из всех отечественных поэтов. «Русским духом», обращением к народным славянским корням проникнуты творения великого Пушкина, представленные в данной книге, — это поэма «Руслан и Людмила», цикл «Песни западных славян» и, конечно, лучшие образцы его поэтической лирики.

Пушкин А.С. Капитанская дочка: проза/ А.С. Пушкин. — М. :Белый город. — 480 с.: ил.

«Капитанская дочка»: Творчество А.С. Пушкина известно каждому человеку, знающему русский язык. Его произведения любимы и читаемы во всем мире. Настоящее издание включает в себя все шедевры пушкинской прозы с ее превосходной стилистической и изящными сюжетами.

Пушкин А.С. «Пора, мой друг, пора!..»: Стихотворения. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. — 288 с.

«Пора, мой друг, пора!»: В настоящем издании собраны самые известные стихотворения А.С. Пушкина, вошедшие в сокровищницу мировой литературы. По этой книге читатель проследит становление могучего поэтического дара Пушкина от первых шутливых лицейских стихов до поздней философской и любовной лирики.

Пушкин А.С. Стихотворения. — М.: Изд0во Эксмо, 2005. — 480 с. — (Всемирная библиотека поэзии).

«Стихотворения»: Поэта называют великим, когда в его творчестве выражено все самое главное, самое необходимое уму и сердцу каждого человека. И это главное облечено в непревзойденно прекрасную, совершенную поэтическую форму.

Александр Сергеевич Пушкин — поистине ВЕЛИКИЙ русский поэт, у которого уже более двух столетий мы учимся пониманию законов мироздания и нашего человеческого бытия.

Отраслевая литература:

Волков Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение / Ил. Ю. Иванова. — М.: Иол. гвардия, 1989. — 269 с., ил.

Александр Сергеевич Пушкин был не только великим поэтом, но и мыслителем с особым, сложным мировоззрением, прозорливым историком, человеком государственного ума. Раздвинуть рамки изучения социально-исторического фона жизни и творчества поэта, понять его в связи с «духом времени» — вот важнейшая цель новой книги ученого и писателя, доктора философских наук Генриха Волкова.

Вересаев В.В. Спутники Пушкина: В. 2-х т. Т. 2. М.: Локид-Пресс, 2001. — 607 с.; ил.

Книга известного русского писателя В.В. Вересаева (1867-1945) — это свыше четырехсот литературных портретов людей, среди которых жил и творил А.С. Пушкин. Написанная в жанре документальной прозы она содержит множество неизвестных широкому читателю фактов, биографических сведений, рассказов о подлинных спутниках поэта, их взаимоотношениях. Это его родственники, лицейские друзья, преподаватели, писатели и артисты, любимые им женщины, светские знакомые. Их биографии — это еще и достоверный портрет времени, в которое жил великий поэт.

Минкин А.В. Немой Онегин: роман о поэме. — Москва: РГ-Пресс, 2022. — 560 с.

Захватывающее исследование «Немой Онегин» погружает читателя в бездонную глубину шедевра и возносит в заоблачные выси человеческого гения.

Острота взгляда, блестящий стиль, образная речь и жесткая самоирония автора доставят ни с чем не сравнимое удовольствие узнавать новое и при этом постоянно чувствовать, что вы обо всем этом давно догадывались, просто у вас не было времени записать это на бумагу.

Михайлова Н.И. «Парнасский мой отец». — М.: Сов. Россия, 1983. — 192 с., ил.

Книга посвящена Василию Львовичу Пушкину — известному стихотворцу начала XIX века, сыгравшему заметную роль в литературной борьбе того времени, старосте «Арзамаса», путешественнику, театралу, библиофилу.

В.Л. Пушкин, дядя А.С. Пушкина, оказал влияние на формирование великого русского поэта. Значительное внимание отводиться рассказу о взаимоотношениях дяди и племянника, дружеским связям В.Л. Пушкина с Карамзиным, Жуковским, Батюшковым, Вяземским и другими русскими писателями литературному быту Москвы пушкинской эпохи.

Книга основана на обширном историко-литературном, а также ранее не опубликованном архивном материале.

Веселовский С. Род и предки А.С. Пушкина. XIII — XVII века / Степан Веселовский. — М.: Ломоносовъ. — 2020. — 192 с. — (История. География. Этнография).

Степан Веселовский проделал титаническую работу по выявлению предков А.С. Пушкина. Сам поэт, как известно, вел свой род от «мужа честна» Ратши, однако ни сам Радша, ни два поколения, упомянутые вслед за ним в Государевом родословце середины XVI века, не поддаются проверке с помощью источников. Настоящая история рода Пушкиных и родственных им родов начинается с Гаврилы Алексича, боярина Александра Невского и героя Невской битвы 1240 года, — он на коне ворвался по сходням на вражеский корабль, был сброшен в воду, но выплыл и затем в сражении убил «епискупа» и воеводу шведов. Между ним и нашим Александром Сергеевичем пятнадцать поколений. Это люди со своими занятиями, религиозными и политическими взглядами, порой весьма бурными биографиями, и о каждом из них сказано в данной книге, в приложении которой дана поколенная роспись прямых и ближайших боковых предков А.С. Пушкина.

Балашова И.А. Романтическая мифология А.С. Пушкина. — Ростов-на-Дону. Донской издательский дом. 2004. — 528 с.

Книга посвящена мифологичности творчества А.С. Пушкина, гения эпохи Романтизма. Лирические стихи, роман «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», шедевры прозы и графики Пушкина увидены в их эстетической содержательности, осмысленны особенности поэтики пушкинских произведений и метаморфизм его образов.

Эйдельман Н.Я. Пушкин и декабристы / Натан Эйдельман. — М.: Вагриус, 2005. — 480 с.

В центре повествования — история взаимоотношений первого поэта России, Александра Сергеевича Пушкина, и первых революционеров — декабристов. С одними — И. Пущиным и В. Кюхельбекером — автор «Евгения Онегина» был связан дружескими узами с лицейского детства, с другими делил годы южной ссылки. И всегда был верен тем, что принесли себя в жертву идее — погибли или оказались «во глубине сибирских руд»…

Новиков И.А. Пушкин в изгнании. — М.: Книга, 1982. 464 с., ил.

Роман русского советского писателя И.А. Новикова (1877-1959) объединяет два романа, посвященных двум периодам ссылки великого русского поэта: «Пушкин на юге» и «Пушкин в Михайловском». Автор воссоздает события и атмосферу жизни Пушкина в эти нелегкие периоды, его окружение, отношения с людьми. Тщательное изучение источников, документов помогло автору рассказать о рождении творческих замыслов поэта, о его связях с декабристами, о формировании его взглядов.

Поройков С.Ю. Типические характеры в произведениях А.С. Пушкина. — М.: ИНФРА — М, 2013. — 184 с. — (Научная мысль).

В данной книге рассмотрены характеры персонажей А.С. Пушкина из циклов произведений «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», а также цикла сказок. Проведен сравнительный анализ портретов пушкинских героев, а также их сопоставление с образами персонажей «Мертвых душ» Н.В. Гоголя и пьес В. Шекспира. Разработаны общие принципы построения сюжетов названных произведений.

Вересаев В.В. Пушкин в воспоминаниях современников — друзей, врагов, знакомых… / Викентий Вересаев. — Москва: Алгоритм, 2017. — 512 с.

Вересаев В.В. Спутники Пушкина

«Пушкин в воспоминаниях современников — друзей, врагов, знакомых…»: Книга составлена из подлинных документов — свидетельств современников А.С. Пушкина. Это воспоминания, письма, литературные заметки, отдельные высказывания людей, близко знавших поэта, — его друзей и недругов, родственников, светских знакомых. Отобранные В.В. Вересаевым из множества документальных материалов, они убедительно рисуют нравы пушкинской эпохи, позволяют не только полнее представить биографию великого поэта, но и по-новому осмыслить его жизненный и творческий путь.

«Спутники Пушкина»: Задача данной книги — дать бытовые литературные портреты лиц, с которыми соприкасался в жизни Пушкин, иначе сказать — окружить Пушкина живыми людьми. В соответствии с этим главное внимание обращено на обрисовку личности каждого спутника и его житейских отношений к Пушкину, а через это — на характеристику быта, в окружении которого приходилось жить и творить Пушкину.

Лотман Ю. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий / Юрий Лотман. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. — 512 с. — (Азбука-классика. Non-Fiction).

Юрий Михайлович Лотман — всемирно известный ученый, филолог и культуролог, действительный член академии наук Эстонии, Норвегии и Швеции, почетный доктор множества университетов. Его труды переведены на основные европейские языки. За работы «А.С. Пушкин. Биография» и «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий» Лотман был награжден Пушкинской премией РАН.

«Комментарий» включает как общие статьи, раскрывающие особенности дворянского быта пушкинской эпохи, внутреннюю хронологию романа, историю его создания и проблему прототипов, так и два типа пояснений: собственно текстуальные (объясняющие смысл архаичных слов, утраченных реалий и литературных реминисценций) и концептуальные (анализирующие особенности структуры произведения, своеобразие авторской позиции, логику становления характеров персонажей). В заключение приводится перечень основных работ о «Евгении Онегине», знакомство с которыми поможет лучше понять пушкинский роман, одно из самых сложных и значительных произведений в русской литературе.

Первушина Е.В. Любовь в Золотом веке. Удивительные истории любви русских поэтов. Радости и переживания, испытания и трагедии… — М.: Центрполиграф, 2022. — 446 с.

Авторы подвергают своих героев «испытаниям любовью», ставят на пути любящих сердец препятствия, которые надо преодолеть. Но самые трудные препятствия, как правило, скрываются в глубинах душ самих любящих, и именно их победить тяжелее всего. Золотой век русской литературы не имеет четких временных границ. Он «растянулся» на весь XIX век, от первых произведений сентиментализма и романтизма до триумфа реализма. В этот период были написаны гениальные стихи и поэмы, великие романы и повести. Это и «Бедная Лиза», и «Евгений Онегин», и «Анна Каренина»… Герои их по-разному проходят испытание любовью, но каждый раз результаты этого испытания становятся приговором целому поколению. А в то время, когда писались эти произведения, те же испытания проходили и живые люди. И те из них, кто были писателями или поэтами, оставили нам свои записи, благодаря которым вы узнаете, что они переживали. Возможно, познакомившись с историями любви поэтов Золотого века, кто-то решит, что не все из них заслуживают имени настоящих героев своего времени. Может быть даже, они покажутся слабыми и эгоистичными, а их поэзия — просто красивой ложью. Но литература, а особенно поэзия, очень редко создается ради «положительного примера». Ее задача совсем иная — давать утешение тем, кто страдает, напоминать нам всем, что мы — люди, и поэтому мы можем быть добрее друг к другу и становиться лучше. О пробуждении добрых чувств, и прежде всего чувства любви, и о том, с какими испытаниями сталкивались любовь в благодатном Золотом веке.

Пушкин А.С. Мысли о литературе / Вступ. статья М.П. Еремина, примеч. М.П. Еремина и П.М. Еремина. — М.: Современник, 1988. — 639 с., порт. — (Б-ка «Любителям российской словесности». Из литературного наследия).

Художественная деятельность гения русской и мировой культуры — А.С. Пушкина на протяжении всего его творческого пути сопровождалась осмыслением сущности и задач искусства, которое стало основой эстетики русского реализма.

Мысли Пушкина о природе искусства, о назначении поэзии и рои художника в обществе, о литературных направлениях его эпохи, о народности и правдивости искусства, о языке литературу представляют сегодня самый живой интерес.

В данный сборник вошли статьи, высказывания, письма Пушкина, связанные с проблемами литературы и искусства.

Керн (Маркова-Виноградская) А.П. Воспоминания о Пушкине / Сост., вступ. ст. и примеч. А.М. Гордина. — М.: Сов. Россия, 1987. — 416 с., 8 л. ил.

Широко известные воспоминания Анны Петровны Керн, переиздающиеся в год 150-летия гибели А.С. Пушкина, написаны живо, свободно, уверенно, обнаруживая несомненный литературный дар автора. В них воспроизводятся различные эпизоды жизни, встречи в молодые годы в Петербурге, Москве, Тригорском с замечательными представителями русской культуры, в первую очередь с Пушкиным, о котором А.П. Керн отзывается проникновенно и тепло, с большим тактом и тонким пониманием души великого поэта. Воспоминания дополнены перепиской А.П. Керн с А.С. Пушкиным и автором первой научной биографии Пушкина — П.В. Анненковым, а также дневником 20-летней Керн и ее поздними записками о семье и детстве, вносящими в облик и характер мемуаристки новые существенные черты.

Галкин А.Б. Человек с предрассудками. Загадки дуэли А.С. Пушкина. — Москва: Проспект, 2018. — 176 с.

Документальная повесть А.Б. Галкина «Человек с предрассудками» повествует о загадках преддуэльной истории А.С. Пушкина. Автор сопоставляет хронику событий последних месяцев жизни Пушкина и свидетельства его современников, сталкивает разные версии происходившего и вызывает на «очную ставку» людей и документы, предлагая читателю собственную убедительную гипотезу главной загадки поведения поэта перед дуэлью: в чем была причина его уверенности, что присланный ему анонимный пасквиль сочинили именно барон Гиккерн и его приемный сын Жорж Дантес, и какую роль в этой истории сыграла родная сестра жены поэта Екатерина Гончарова? В книге также представлена полемика автора с академиком Н.Я. Петраковым и другими новоявленными «пушкинистами». В ходе полемики автор убедительно опровергает скандальную гипотезу о том, будто бы Пушкин был сам сочинителем анонимного пасквиля и отправил его себе и своим друзьям. Рассказ А.Б. Галкина «Предсказания» в художественной форме отвечает на еще одну загадку пушкинской жизни. Речь идут о предсказаниях гадальщицы Кирхгоф и анонимного одесского астролога, предрекших роковую смерть Пушкина на дуэли.

Чернышевский Н. А.С. Пушкин / Н. Чернышевский. — М.: Т8 Издательские технологии / RUGRAM, 2018. — 230 с.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — русский философ-материалист XIX века, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, ученый, энциклопедист, литературный критик, публицист и писатель.

Отношение литературного критика к великому русскому гению было противоречивым и складывалось не только из литературного наследия, но и из общественно-политической позиции поэта. В данной книге представлены два известных произведения Чернышевского: «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения» и «Сочинения Пушкина», которые помогут по-новому взглянуть на творчество великого поэта и узнать, что же означал термин «пушкинское направление» в литературных кругах XIX века.

Путеводитель по Пушкину / М.К. Азадовский и др. — М.: Эксмо, 2009. — 592 с.

Коллективный труд, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина, созданный лучшими российскими филологами, среди которых Б. Томашевский, Ю. Оксман, С. Бонди, Ю. Тынянов, по сей день остается не только непревзойденным, но, по сути, единственным опытом такого рода. Справочник, снабженный, кроме прочего, подробной хронологией, где представлены все основные события пушкинской жизни, будь то отъезд в ссылку, любовное увлечение, издательские хлопоты, дает возможность подробнее узнать о семье поэта, круге его друзей и знакомых, о его врагах и тайных недоброжелателях, о женщинах, которых он любил, и о произведениях, им написанных либо так и оставшихся невоплощенными. В этом уникальном справочнике можно найти ответ практически на любой вопрос, связанный с жизнью и трудами А.С. Пушкина.

«Минувшее меня объемлет живо…» / Сост. Ю. Осипов. — М.: Современник, 1989. — 416 с.

В сборнике, составленном по публикации журнала «Огонек» 1975-1986 годов, освещаются страницы истории русской литературы. В статьях и очерках видных советских ученых, писателей, публицистов рассказывается о выдающихся художниках слова и деятелях культуры — от Пушкина, Жуковского и Лермонтова до Блока, Маяковского и Цветаевой, о дорогих нашему сердцу местах, связанных с именами Пушкина, Достоевского, Толстого… В специальном, пушкинском разделе сборника представлены новые исследования и находки, материалы, посвященные близкому окружению великого поэта, его рисункам, письмам. Новые факты и документы читатели встретят и в других разделах, познакомятся с примечательными гипотезами и открытиями. Среди иллюстраций — редкие, малоизвестные фотографии, портреты, факсимиле строк дневников, писем.

Рожнова Т.М., Рожнов В.Ф. Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и ее потомки. — СПб.: Вита Нова, 2001. — 728 с., 64 с. ил., 617 ил.

Цель данной книги — рассказать о малоизвестном периоде жизни Натальи Николаевны после гибели Пушкина. Увидеть ее уже не женой, а вдовой поэта, противостоящей злословию света, матерью малолетних детей, по существу, одинокой среди родственников и друзей. Судьба потомков Натальи Николаевны, которым посвящена вторая часть книги, также до сих пор оставалась белым пятном.

Авторы определяют свой жанр как документально-художественное повествование. Они не навязывают своего мнения — просто выстраивают в хронологическую цепочку факты, документы, письма, фотографии, которые в таком сочетании говорят сами за себя.

Книга содержит более 600 портретов и фотографий, большая часть которых публикуется впервые, а также неизвестные до сих пор материалы из личных архивов потомков Натальи Николаевны.

Реальная жизнь реальных людей захватывает, ведет за собою и не отпускает от начала и до самого конца книги. С ее страниц встает сама эпоха. Пушкинская эпоха. И эпоха ПОСЛЕ Пушкина.