Литературная встреча «Лицо и маска Михаила Зощенко» к 130-летию со дня рождения писателя

8 августа в рамках заседания клуба «Общение» в филиале № 14 Библиотеки им. А.В. Калинина была проведена литературная встреча «Лицо и маска Михаила Зощенко» к 130-летию со дня рождения писателя.

Ведущая мероприятия библиотекарь Новикова А.А. познакомила участников клуба с биографией Михаила Михайловича Зощенко. Для иллюстрации рассказа была показана презентация. Вниманию читателей была предложена книжная выставка — «Лицо и маска Михаила Зощенко» с художественными произведениями писателя: сборниками рассказов «Весёлая жизнь», «Аристократка», «Голубая книга» и др.

Михаил Михайлович Зощенко родился в Петербурге, но в одной из ранних печатных справок местом своего рождения он назвал Полтаву.  И дата рождения имеет два варианта:1895 год – если придерживаться его собственных автобиографических заметок, или год 1894-й – на основании которого отмечался его столетний юбилей.

Отец его, Михаил Иванович Зощенко, был художником и потомственным дворянином, писал картины в стиле художников-передвижников. Отец — украинец, из Полтавской губернии, мать Елена Иосифовна – русская, в молодости была актрисой. Таким образом, Зощенко можно было бы определить, как петербуржца полтавского происхождения. Детство и юность Михаила Михайловича прошли в годы царствования Николая Второго. Эти годы позднее называли «мирным временем», поскольку они предшествовали первой мировой войне, хотя на тот период выдалась и Русско-японская война, и революционные волнения 1905 года. Но на семье Зощенко эти события не отразились. Семья жила на уровне небогатого приличного достатка – с кухаркой и няней для детей, в просторной петербургской квартире.

Отец, Михаил Иванович, умер в возрасте 50ти лет от разрыва сердца. Это случилось дома, на глазах сына. Смерть отца и его похороны стали самым сильным потрясением для Михаила Михайловича.

Первые пробы написания рассказов начались в возрасте 7-8 лет. По всей вероятности, литературные задатки передались ему от матери, которая писала для газеты «Копейка» рассказы о жизни бедных людей.

Окончив классическую гимназию в 1913 году, Зощенко осенью поступил на юридический факультет Петербургского университета, но учился без интереса. А весной 1914 года, находясь почти совсем без денег, поехал на заработки на Кавказ, работал там на железной дороге контролёром поездов, давал частные уроки. Он вернулся с Кавказа в Петербург осенью, с началом Первой мировой войны. И – вместо продолжения учёбы в университете записался на ускоренные военные курсы в привилегированном Павловском училище. В то же время он был исключён из университета за невзнос платы. Окончил четырёхмесячные военные курсы, получил чин прапорщика и в марте 1915 года прибыл на германский фронт. Сначала был назначен начальником пулемётной команды, затем стал командиром роты.

Одним из самых сильных фронтовых испытаний, выпавших на его долю, была газовая атака немцев под белорусской Сморгонью в ночь на 20 июля 1916 года. Зощенко помнил об этом всю жизнь. После этой газовой атаки Зощенко два месяца лежал в госпитале.

Вскоре он стал поручиком, затем полковым адъютантом. В середине войны Зощенко уже был командиром батальона. Затем был демобилизован и вернулся в Петроград в дни, когда произошло отречение Николая Второго. Зощенко воспринял это как надежду на благоприятные перемены в России. И пошёл на службу к Временному правительству.

В марте 1918 года Зощенко вернулся в Петроград, поступил в пограничную охрану. Оттуда перевёлся добровольцем в Красную армию, но по состоянию здоровья уволился из армии. После этого он переменил более 10-ти профессий: был агентом Уголовного розыска, инструктором по кролиководству и куроводству, старшим милиционером. Изучил два ремесла: сапожное и столярное. Последняя его профессия перед писательством – помощник бухгалтера в Петроградском военном порту. В этот трехлетний период им попутно велись и литературные поиски. Он очень много читал. Увлекался Ницше и даже написал «Философские раздумья», в которых очевидно сильное воздействие Ницше.

В это же время, в 1918 году, Зощенко впервые пробует печататься. Поначалу решает опубликовать кое-что из опытов любовной тематики, но эта публикация не состоялась.

Михаилу Зощенко требовалось вхождение в литературный круг, освоение шедших там процессов. Летом 1919 года агент уголовного розыска Зощенко появился в только что открывшейся Студии при издательстве «Всемирная литература», которым руководил Горький.

В январе 1920 года у Михаила Михайловича умерла мать, ей было 45 лет.  Смерть матери и её похороны на смоленском кладбище рядом с могилой отца он описал в главах своей автобиографической повести – «Двенадцатое января» и «Я ничего не хочу». А за ними глава «Новый путь», связанная с предыдущими и рассказывающая о том, как он стал женатым человеком:

В 1920 году Зощенко женился на Вере Владимировне Кербиц. Прожив у Веры Владимировны около двух лет, он переселился от неё в Дом искусств, который открылся благодаря Максиму Горькому в бывшем дворце известного богача Елисеева. Переселился, даже несмотря на рождение в 1921 году сына. Дом искусств стал на тот момент литературным центром Петрограда и получил сокращённое название ДИСК.

Таким образом, у Зощенко продолжился его «литинститут». К.И. Чуковский, рассказывая о Зощенко периода Дома искусств, говорил, здесь-то и расцвело дарование Зощенко, здесь началась его первая слава. И тут, в ДИСКе, Зощенко вступил в литературное сообщество «Серапионовы братья».

Непосредственное вхождение Зощенко в литературу состоялось в 1922 году, когда последовал сразу целый ряд его публикаций. Один за одним и во многих периодических изданиях — журналах, альманахах, газетах — были напечатаны его рассказы «Гришка Жиган», «Лялька Пятьдесят», «Черная магия», «Веселая жизнь», «Любовь», «Метафизика», а центральным событием в этом ряду стало появление его первой книги «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». Но, конечно, главной его литературной компанией в 20-е годы были «Серапионовы братья». Именно здесь прошли предварительную обкатку — чтением и обсуждением — его первые опубликованные рассказы.

Самым ранним его сказчиком был герой «Рассказов Назара Ильича господина Синебрюхова». Эти рассказы, одобрительно принятые на чтениях «серапионов», никем из них не были расценены как юмористические. Но в типографии, где печатался текст признались, что они никогда не слышали, чтобы наборщики так смеялись. В такой двойственной реакции на «Рассказы Синебрюхова» отразились заключенные в судьбе героя и комизм, и подлинный трагизм; это сочетание оказалось присушим юмору Зощенко органически и определяло силу его воздействия.

В 1922 году был закрыт Дом искусств. Но несколько писателей получили комнаты в другом отсеке того же здания. Зощенко оказался в большой коммунальной квартире на пятом этаже, куда поднимались по лестнице черного хода, со двора. В этой типичной советской «коммуналке» — с натуры — Зощенко написал «Нервных людей», один из своих шедевров. И в этой же квартире была создана известнейшая «Аристократка», ставшая его «визитной карточкой», эмблемой зощенковского рассказа вообще.

Если в 1922 году вышла в свет всего одна книга Зощенко, первая в его жизни, то в следующем 1923-м были изданы уже четыре книги рассказов, и темп этот нарастал. Подсчитали, что с 1922 по 1926 год вышло 25 сборников рассказов Зощенко.

Наконец, в том же знаменательном для него 1928 году издательство «Academia» начало издавать новую серию «Мастера современной литературы», представляющую лучших отечественных писателей. А открыла серию книга о М. Зощенко. Она содержала три исследовательских статьи и статью самого Зощенко «О себе, о критиках и о своей работе». Выход в свет «академической» книги о нем зафиксировал нахождение Зощенко на вершине славы. 

В 1929 году Михаил Зощенко выпустил, по его словам, свою «самую интересную (документальную) книгу». Книга была необычная и называлась — «Письма к писателю». В ней он отобрал и поместил письма из огромной читательской почты, приходившей на его домашний адрес.

В 1922 году Зощенко выступилсо своей программной статьей «О себе, об идеологии и еще кое о чем», напечатанной в «Литературных записках» Четверть века спустя эту статью, как досье-«компромат», использовал против него в разгромном докладе тогдашний главный партийный идеолог Жданов.

У Михаила Михайловича был недуг – невротическая болезнь. Нередко Зощенко одолевала ипохондрия настолько, что он был не в силах работать. И приходилось отказываться от уже договоренного сотрудничества. 

В 30-е годы Зощенко решает сменить курс в литературном направлении. Первым шагом к грядущей «смене курса» стала повесть «Возвращенная молодость». В  самом начале 30-х годов он был избран в Ленинградском отделении Всероскомдрама (комитет драматургов) председателем секции малых форм. Затем участвовал в работе «бригады сатириков» вместе с Д. Бедным, М. Кольцовым, Ильфом и Петровым, Рыклиным и другими, о чем сообщала «Литературная газета». А 18 августа 1933 года он отправляется с большой группой писателей на строительство Беломорско-Балтийского канала, производившееся заключенными. Из этой поездки Зощенко привез новую повесть — «История одной перековки». Возникла она из уже написанной одним заключенным своей собственной биографии, которую ему и вручили для литературной обработки.

Не теряя темпа в своем движении по новому курсу, отбросив прочь жанр сатиры, Зощенко стремительно приступил к работе над произведениями, которые давали ему возможность создать целиком положительный образ — настоящего героя социалистической эпохи.

В эти годы Зощенко наиболее активно работал в жанре историко-биографической повести. Кроме «Истории одной жизни» и «Возмездия», он написал повести «Бесславный конец» («Керенский»), «Тарас Шевченко», а также «Шестую повесть Белкина» («Талисман»), К этому циклу относится и «Черный принц.

И еще одно направление появилось в литературной деятельности Зощенко во второй половине 30-х годов. Начиная с 1937 года он все больше времени отдает рассказам для детей.

Весной 1938 года он с триумфом приезжает в Москву. В Московском клубе писателей устраивается вечер в его честь, его приветствуют А. Толстой, С. Кирсанов, П. Павленко. А ленинградские писатели выбирают его в этом году в новый президиум своего Союза. Затем, в феврале 1939 года в газетах публикуется Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении советских писателей». В их числе — Зощенко, награжденный орденом Трудового Красного Знамени. Конечно, он широко издается. Переиздаются и его прежние рассказы.

В начале сентября 1941 года, всего через два с половиною месяца после нападения Германии на Советский Союз, немецкая группа армий «Север» полностью окружила Ленинград.  Михаил Михайлович еженощно дежурил на крыше своего писательского дома по каналу Грибоедова, 9, в группе самозащиты. В те же первые недели войны Зощенко совместно с Евгением Шварцем пишет сатирическую антифашистскую пьесу для ленинградского Театра комедии. Выступал, как и другие писатели, в воинских подразделениях. Он не отказывался ни от какой работы, добросовестно выполняя свои литераторские, общественные и гражданские обязанности.

Наконец в писательской организации было решено обязательно его эвакуировать, несмотря на то, что он противился этим предложениям. Эвакуировали Зощенко в Алма-Ату. Зощенко взял с собой 20 тяжёлых тетрадей, которые весили 8 килограмм из разрешённых 12ти. Это были его рукописи. Это была повесть «Перед восходом солнца».  В Алма-Ате, тогдашней столице советского Казахстана, Зощенко работал на «Мосфильме» как штатный сценарист — разрабатывал предлагаемые ему темы, нужные в дни войны. По мере приближения работы над повестью к концу он предпринял необходимые шаги для переезда в Москву. И весной 1943 года получил официальный вызов в столицу.

Повесть «Перед восходом солнца» получила разгромную статью в журнале «Большевик». Было проведено заседание президиума Союза советских писателей, на котором председатель правления ССП А. Фадеев выступил с осудительным разбором «Перед восходом солнца». Повесть характеризовалась как «пошлая, антихудожественная».  Зощенко пишет письмо Сталину. На письмо Сталин не ответил. А через десять дней после письма Зощенко Вождю появилась статья в «Литературе и искусстве»; тут же состоялось и расширенное заседание президиума ССП, где в числе выступавших вслед за Фадеевым писателей (Л. Соболев, С. Маршак и др.) с «единодушной оценкой произведения Зощенко как антихудожественного, чуждого интересам народа» оказался и Виктор Шкловский. Это был первый удар, полученный Зощенко от давнего и близкого ему товарища. И издательство «Советский писатель» оперативно отказалось от этой книги, которую охотно собиралось печатать. Зощенко сразу почувствовал денежные затруднения.

Вскоре его вывели из состава редколлегии «Крокодила».

14 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», в писательских кругах сразу нарекли «постановлением по Зощенко и Ахматовой». Главным  гонителем и хулителем Зощенко и Ахматовой выступал А. А. Жданов, член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б), которому Сталин поручил тогда заниматься всем фронтом идеологии и пропаганды. Потрясение, испытанное Зощенко от постановления ЦК и последовавших событий, было не сравнимо ни с одной из прежних критических проработок, в которые он попадал. Это был взрыв и обвал всего его бытия, писательского и человеческого. И крах быта, поскольку моментально наступило безденежье: с Зощенко расторгли все договоры издательства и театры, потребовав при этом возврата авансов. А сам акт исключения из Союза писателей оставил Зощенко и его жену без хлебных и продуктовых карточек, по которым еще жила страна после войны.

Сразу после постановления ЦК вокруг Зощенко образовалось «блокадное кольцо» — немалое число друзей-приятелей, особенно из тех, кто занимал хоть какие-то чиновные посты в Союзе писателей и издательствах, отстранились и вовсе отступились от него. Лишенный — директивным образом — всякого литературного заработка, Зощенко на какое-то время вернулся к одной из своих давних профессий, к сапожному ремеслу, и получал в сапожной артели заказы для работы на дому. Жена его также безуспешно пробовала поступать на службу — отпугивала фамилия, предлагали даже переменить ее. Семья в основном жила года два продажей вещей.

В июне 1953 года, через три с половиной месяца после смерти Сталина, Зощенко наново приняли в Союз писателей. В феврале 1956 года в Москве состоялся XX съезд КПСС. На нем, в самом конце, первый секретарь партии Н. С. Хрущев прочитал свой ставший историческим доклад с разоблачением культа личности Сталина. Для Михаила Зощенко «оттепель» принесла заметное облегчение. Свое возвращение «в лоно советской литературы» он связывал с изданием книги рассказов и повестей. И однотомник того самого Зощенко вышел в обещанный ему срок. Почти шестьсот страниц. С золотым тиснением на обложке и корешке — «Мих. Зощенко». И с уточнением: «Избранные рассказы и повести 1923–1956».

В 1955 году, когда Зощенко исполнилось 60 лет, он подал заявление с просьбой установить ему «какую-либо» пенсию. Зима — 1957–58 года была последней для Михаила Михайловича. Он впал он в такую хандру, в уныние, безразличие, равнодушие ко всему на свете, какого, пожалуй, у него не было никогда за всю жизнь. На вопросы — что же с ним — отвечал — „Мне плохо, мне очень плохо, меня ничто не интересует, мне ничего не хочется, ничего не надо“. К этому состоянию Зощенко привел, конечно, нервно-психический стресс, в котором он жил целых двенадцать лет.

22 июля 1958 года Михаил Михайлович Зощенко умер. Хоронить Зощенко на Литераторских мостках, где покоятся знаменитые писатели России, не разрешили. Он был похоронен на Сестрорецком кладбище.

Известно, что писатель — это его книги. А истинная ценность книги определяется тем, что и как сумел рассказать нам автор о человеке, о нас самих. И о своем времени. Всё то, что было написано Зощенко с искрой его исключительного таланта, не умерло. Ушли из жизни его гонители, а он вернулся. И сегодня мы с интересом и благодарностью вспомнили об этом выдающемся писателе, вспомнив героев его художественных произведений.

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила и выставила на блог Новикова А.А., библиотекарь.