Литературный променад «Большой день Владимира Киршона» к юбилею писателя
В этом году исполняется 120 лет со дня рождения человека, писателя, драматурга, внесшего огромный вклад в создание ростовской писательской организации – Владимира Михайловича Киршона (1902-1938).
Родился он в Нальчике, в детстве жил в Петербурге, Кисловодске. В 1918 году вступил в Красную Армию, в 1920 — в РКП(б). Образование получил в Коммунистическом институте имени Я. М. Свердлова (1923). После гражданской войны был заведующим учебной частью совпартшколы в Ростове-на-Дону. Выступал с агитационными пьесами, писал комсомольские песни.
К литературному творчеству этого человека всегда относились неоднозначно. Но именно он сыграл важную роль в становлении многих известных позже писателей. Киршон сумел объединить талантливую и желающую создавать новую литературу донскую молодёжь. В те годы он писал много статей воспитательного характера, объясняя молодым литераторам что и как надо писать.
«…Он любил ранние стихи Тихонова и Сельвинского. Часто читал вслух «Балладу о синем пакете», «Вышел на арапа…». Он был способен настойчиво и упорно повторять запоминавшиеся ему строчки стихов. Он любил остроумную пародию, хорошо знал Козьму Пруткова и сам нередко пользовался этой литературной формой. Он прекрасно применял перемену интонаций, понимал звучание слова, его изменчивый смысл. Он любил словесные находки и ценил удачи других. Он мог часами, как горошину, перекатывать во рту удачно найденное слово…» – пишет о Киршоне в своей книге «Друзья-писатели» Николай Стальский (М, 1970).
Его пьесы посвящены разлагающему влиянию буржуазной идеологии на молодежь («Константин Терехин»). Он возвеличивал образ «красного директора» («Рельсы гудят»). Считается, что именно Киршон открыл путь на советскую сцену герою-пролетарию, строящему новую жизнь. А самой известной его пьесой, пожалуй, стала комедия «Чудесный сплав» о молодых ученых. Бригада химиков-металлургов ищет сплав, способный поднять авиастроение страны на более высокий уровень. И, естественно, добиваются намеченного. В 1933 году эта комедия стала победительницей Всесоюзного литературного конкурса. Поэтом он никогда не считался, хотя в некоторые из своих пьес включал стихи. В этой пьесе также есть песни, которые поют её герои:
Цветут в саду две яблони
Две рядышком стоят
Над яблонями белыми
Две ласточки летят.
И две тропинки узкие
В одну сольются вновь
И ласточки весёлые
Споют им про любовь.
Придёт ли суженный,
Шагнёт через ручей
Сорвёт он ветку яблони
Даст девушке своей.
И две тропинки узкие
В одну сольются вновь
И ласточки весёлые
Споют им про любовь.
В 1935 году для театра Вахтангова Киршон написал забытую сейчас драму «Большой день», которая стала последним произведением автора. В ней описана война, завершившаяся победой коммунизма во всем мире.
Музыку для пьесы написал молодой тогда композитор Тихон Хренников. Одна из песен начиналась с тех самых слов: «Я спросил у ясеня…». Ноты к ней не сохранились, но Хренников позже вспоминал, что его композиция была веселее, чем у Микаэла Таривердиева: «Там это была ироническая песня»:
Я спросил у ясеня,
Где моя любимая.
Ясень не ответил мне,
Качая головой.
Я спросил у тополя,
Где моя любимая.
Тополь забросал меня
Осеннею листвой.
Я спросил у осени,
Где моя любимая.
Осень мне ответила
Проливным дождём.
У дождя я спрашивал,
Где моя любимая.
Долго дождик слёзы лил
За моим окном.
Я спросил у месяца,
Где моя любимая.
Месяц скрылся в облаке,
Не ответил мне.
Я спросил у облака,
Где моя любимая.
Облако растаяло
В небесной синеве.
— Друг ты мой единственный,
Где моя любимая?
Ты скажи, где скрылася,
Знаешь, где она?
Друг ответил преданный,
Друг ответил искренний:
— Была тебе любимая,
— Была тебе любимая,
— Была тебе любимая,
А стала мне жена…
Пьесы Киршона и сейчас ставятся в российских театрах и, надо заметить, пользуются успехом у современной публики. Может быть, она не столь требовательна. Но, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать или посмотреть спектакль по пьесе В. Киршона. Составить своё, собственное мнение. Так, Дмитрий Быков в своём цикле «Сто лет – сто лекций» посвятил свою лекцию о литературе 1935 года творчеству Киршона и его пьесе «Большой день». Примечательно, что Быков обращает внимание слушателей не только на отрицательные стороны характера и творчества Владимира Киршона, но и на положи-тельные стороны его произведений. Пьесы написаны с добрым юмором, на злобу дня и с искренней верой в светлое будущее родной страны:
«…его хвалил Немирович-Данченко. …театру лихорадочно нужно искать какой-то современный репертуар, а всё остальное ещё хуже. Мы об уровне тогдашней драматургии судим по Булгакову, и максимум, может быть, по «Бронепоезду 1469» Иванова. Но если вы посмотрите средний уровень тогдашней драматургии, например, пьесу Третьякова «Хочу ребенка», или «Рычи Китай», на этом фоне вам покажется, что Киршон ещё очень и очень ничего. И кстати говоря, очень многие современные авторы, которые кидаются выполнять социальные заказы, они на уровне Киршона тоже абсолютные бездари. Потому что Киршон, в этом его отличие, верил, и его письма Сталину с просьбой спасти, реабилитировать, письма эти проникнуты глубочайшей любовью и глубочайшей тоской, и читать их мучительно. Вот почему я думаю, что этого человека нужно вспоминать, конечно, и с презрением, и с благодарностью, и в каком-то смысле, с глубочайшей жалостью».
26 мая 1937 года Киршон был исключён из состава правления Союза писателей. Вскоре вместе с Л. Л. Авербахом и Б. Ясенским в числе наиболее ортодоксальных коммунистических литераторов арестован, обвинён в принадлежности к «троцкистской группе в литературе». Приговорён к смертной казни. В 1955 году был реабилитирован. На доме № 87 по ул. Пушкинской установлена мемориальная доска, посвященная пребыванию В. М. Киршона в нашем городе.
Подготовила и разместила на блог Попова А.А.