В ноябре 2022 года исполняется 121 год со дня рождения замечательного донского писателя Георгия Филипповича Шолохова-Синявского.
Родился он в селе Синявском Области Войска Донского (ныне Неклиновский р-н Ростовской обл.).
Дебютировал Георгий Шолохов с рассказом «Преступление» в журнале «На подъёме» (1928). Начинающего литератора поддержали А. Фадеев, «благословивший на литературный труд» и А. Бусыгин, «давший путёвку в литературную жизнь».
Первой значительной работой автора стал сборник рассказов «Камень у моря» (1934). Затем последовали романы «Крутии», «Суровая путина» (ч. 1‒3, 1932‒1937), «Братья», «Далёкие огни» (кн. 1‒2, 1939‒1941), повесть «Семья Кудимовых» (1941).
Шолохов-Синявский одним из первых в советской литературе стал писать о жизни донского казачества в сложной ситуации переломного периода начала ХХ века в России, о сопротивлении простого народа существующему злу и несправедливости, о его надеждах на светлое будущее. Молодой писатель сразу нашёл свою тему и героев. Автор не раз отмечал: «Все мои книги рождались из жизни, из совокупности личных наблюдений и переживаний, из биографий людей, которых я хорошо знал и знаю. Я бы сказал: каждая моя книга – это какая-то часть моей собственной биографии… Я пишу о том, что меня горячо волнует…»
В 1934 году Шолохов-Синявский – делегат I-го Всесоюзного съезда советских писателей. С марта по декабрь 1935-го – руководитель Ростовской писательской организации.
В 1941 году писатель уходит на фронт. Служит в рядах РККА, с апреля 1942 — в составе 28-й и 4-й танковых армий, 65-й армии политруком в звании капитана. Затем – корреспондентом армейской газеты «Сталинский удар».
Во время Великой Отечественной войны Г. Шолохов-Синявский написал книгу рассказов о человеке на поле боя «Змей Горыныч», а чуть позже — роман «Волгины» (1947-1951).
В послевоенные годы вышли роман «Беспокойный возраст», автобиографическая трилогия «Горький мëд» (1961-1964), повести «Домик у речки», «Казачья бурса» и другие.
Произведения Г. Ф. Шолохова-Синявского были переведены и изданы в Польше, Чехословакии, Венгрии, Литве.
Главная проблема, волновавшая Шолохова-Синявского на всех этапах его писательской биографии — это проблема становления личности молодого человека. В центре большинства его произведений поставлен герой, только вступающий в мир и ищущий в нём своё место, стремящийся установить связи с этим миром.
Именно молодому поколению адресовано большинство произведений автора, в которых он затрагивает чувства уважения к родителям, любви к Родине, заботы о ближнем, смелость, честность, трудолюбие… Георгий Филиппович умудряется вести разговор с читателем обо всем, что составляет смысл жизни, заострить внимание на мелочах, привлечь самобытностью и свежестью изобразительных средств, лирическими раздумьями о пережитом, изображая вечное в современном и видя современное в вечном.
Первые повести и рассказы Г. Шолохова
Начало литературной деятельности Георгия Шолохова относится к 1928 году, когда в журнале Ростовского отделения Российской ассоциации пролетарских писателей «На подъёме» была напечатана его повесть «Преступление». Руководивший в те годы Ростовским РАПП Александр Фадеев посоветовал молодому литератору взять псевдоним «Синявский», поскольку тогда уже стал набирать известность Михаил Шолохов.
Затем в журнале «Октябрь вышла повесть «Пыль» (1930), а в 1933-ем, в литературно-художественном сборнике «Молодость» (Ростов-на-Дону, изд-во «Северный Кавказ») – рассказ «Испытание». Эти произведения связаны общей темой утверждения молодого человека как личности, профессионала и гражданина. Зарождение новой экономической политики, строительство предприятий, переоборудование, оптимизация заводов, борьба старого с новым – вот основные конфликты прозы молодого автора.
В повести «Преступление» Г. Шолохов показывает двух молодых людей – Фёдора и Кузьму, которые рано стали сиротами. Рано узнали, что такое нужда. Но Фёдор, получивший от отца «стержень» в виде наказа «держаться завода», твёрдо знает свой путь. Попав под сокращение, он верит, что трудности временные и всё образуется. Кузьма, лишившись работы, становится на скользкую дорожку грабителя.
В повести «Пыль» мы видим современный нам набор проблем – сокращение рабочих мест, страх за завтрашний день, конфликт отцов и детей. Бывший успешный начальник железнодорожной станции Смаков вынужден при «новой власти» работать простым телеграфистом. Коллеги, молодые, образованные, расторопные раздражают его. Он ненавидит своих детей, которые «сидят у него на шее», портит отношения с друзьями. Смаков попадает под увольнение. На этой почве у него развивается психоз. Он не может смириться с тем, что он, по словам сослуживца, «мусор», который надо смести с дороги. Смаков, считавший людей «пылью», в итоге сам ею оказался.
В рассказе «Испытание» старому инженеру Безуглову, который много лет просидел в конторе за бумагами и давно не занимался реальным строительством, поручают сложную ответственную работу по закреплению мостовых ферм. Безуглов производит неправильные расчёты, что может привести к гибели рабочих и крупной аварии. Однако он не спешит признать ошибку и считает ниже своего достоинства прислушаться к советам молодого коллеги Саши Курганова. Но поняв, что просчитался, старый инженер струсил и сбежал со стройки, сказавшись больным. Курганов спасает ситуацию, предотвращает аварию. Вечные вопросы: «Что делать?», «Кем быть?», «Кто виноват?» писатель укладывает в канву повествования. Автор ищет ответы, помещая своих героев в различные жизненные ситуации. Захватывающий детективный сюжет, и интрига держат читателя в напряжении до последней строчки повествования. Смогут ли герои преодолеть трудности и найти единственно верную дорогу в жизни? Об этом можно узнать, прочитав произведение.
Близкие темы «Далёких огней»
«…Мне не было ещё пятнадцати лет, когда я стал трудиться на железной дороге: сначала ремонтным рабочим — «подростком», потом табельщиком у дорожного мастера и, наконец, телеграфистом… спустя 20 лет, уже став писателем и принимаясь за работу над романом о старой железнодорожной жизни, я кое-что вспомнил из ранней своей поры и подумал: ведь замысел нового романа зародился уже тогда, в первые годы моих железнодорожных скитаний.
…Я чувствовал себя в те далекие годы горько обиженным среди сытых, бесправным среди благополучных мещан предоктябрьской поры. Теперь я думаю: без той давней, остро пережитой обиды, без «святого недовольства» жизнью не получилось бы из меня писателя.
…Каждая из книг была каким-то горячим куском моей собственной жизни. Такой автобиографической частью её является и роман о былой железнодорожной жизни — «Далёкие огни» – вспоминал Георгий Филиппович Шолохов-Синявский.
Многолетняя работа на железной дороге помогла писателю накопить материал, положенный в основу романа «Далёкие огни». Именно в нём в большей степени возникли темы, которые впоследствии развились и стали ведущими в творчестве писателя: это автобиографический сюжет и поиски молодым поколением своего предназначения.
В главных героях – Володе Дементьеве, его отце и матери – узнаваемы образы автора повествования и его родителей. Аллегория в виде «далёких огней» пронизывает всё произведение. Скупые огни семафоров и стрелок светили отцу главного героя всю жизнь. Но Володя достоин более ярких, зовущих в светлое будущее огней. Это роман о становлении характера, воспитании мужества, чувства собственного достоинства. Он – об отцах и детях, о беспокойной юности, об упорном преодолении пережитков прошлого, о чистоте любви и дружбы.
В романе «Далёкие огни» нет описаний «великих» исторических событий, героев, совершающих необыкновенные подвиги. Писатель, сделав центром повествования маленький пристанционный посёлок Степной и его малочисленных жителей, сумел вложить в рассказ об их жизни, поступках, обыденных ситуациях, о событиях столетней давности нечто значительное. Шолохов-Синявский описывает будни путевого обходчика Вольки Дементьева, привычный для него с раннего детства труд на железной дороге. Володя не хочет продолжать путь своего отца. Он хочет учиться, получить достойное образование и вырваться из затхлых стен пристанционной лачуги. Но жизнь вносит свои коррективы. Драматические события в его семье вынуждают юношу отказаться от своей мечты и пойти по стопам отца.
Детективная завязка романа, увлекательный сюжет, достоверное описание жизни людей той эпохи заставляют с увлечением погрузиться в чтение, следя за каждым шагом героя, сопереживая его душевным и физическим мукам. И, конечно, надеясь, что яркие огни счастливой жизни уже горят для него и его друзей в далёком далеке.
Подготовила и разместила на блог Попова А.А., зав. филиалом.