IX Шагиняновские чтения. Региональная научно-практическая конференции

13 мая в музее русско-армянской дружбы города Ростова-на-Дону состоялись очередные традиционные ежегодные Шагиняновские чтения. Темой Чтений этого года стала очень актуальная тема «Человек и время». С докладом «Грустная проза поэта. Творчество Светланы Гершановой» на научно-практической конференции Чтений выступила заведующая библиотекой им. А.В. Калинина Антонина Попова.

Когда я узнала тему Чтений этого года, в мыслях сразу возникла параллель Мариэтта Шагинян – Светлана Гершанова. У обеих писателей есть автобиографические произведения. Обе говорили о времени и о себе. Например, у Шагинян – роман-воспоминание «Человек и время», у Гершановой роман «Милостью Божьей», повести «Осколки детства», «Я у мамы дурочка», «За свой счёт» и другие.

«… каждый из нас, очевидцев и современников, должен по свежему следу, пока не начала изменять память, записать всё пережитое. Нужды нет, что не получится целого, не будет охвачено всё, одному человеку это и невозможно. Главное – каждый из живых людей в необозримом количестве впечатлений и фактов подметит что-нибудь одно, своё, и вот об этом своём и скажет…»это цитата из «Дневника москвича» Мариэтты Шагинян.

А вот Гершанова: «Я смотрю в своё детство, как в разбитое зеркало. Осколки его лежат передо мной, в каждом – свой кусочек света или тьмы, и собрать их воедино невозможно… Мы с мамой вернулись с парада, сегодня День Победы, – подумать, сколько лет прошло! И я скорей прошла к себе, чтобы мама не видела мои дрожащие губы… Я уже поплакала тихонько в подушку и теперь смотрю в потолок… и кружится, кружится передо мной калейдоскоп из осколков детства…»

Неважно сколько лет было человеку. Ведь память хранит каждую мелочь. И именно из этих мелочей, осколков складывается единая картина нашей истории.

«Я никогда не вела дневников, – сказала мне Светлана Юрьевна, – ими стали тетради стихов, по которым я восстанавливала события, вспоминала поездки, людей, повстречавшихся на жизненном пути, и по стихам писала автобиографические произведения.»

Светлана Юрьевна Гершанова. Сегодня это имя, к сожалению, мало кто знает. Хотя писатель продолжает творить, издавать свои книги. Чем же творчество Гершановой может быть интересно? Именно тем, что её книги современны сегодняшнему читателю по содержанию, образу мыслей и подачи материала.

А чем Светлана Юрьевна современна Мариэтте Шагинян? Да всё тем же. И моя любимая фраза «Видеть современное в вечном и вечное в современном» работает и в этот раз.

Светлана Гершанова родилась в 1934 году в Ростове-на-Дону, жила на тихой улице Ульяновской. Окончила 45-ю школу, поступила в Радиотехнический институт в Таганроге, несколько лет работала в секретном отделе часового завода. Но любовь к творчеству, желание писать перевесило, и Светлана Юрьевна в 1980 году переехала в Москву с тем, чтобы посвятить свою жизнь поэзии.

В этом же 1980 году Мариэтта Сергеевна опубликовала свой роман-воспоминание «Человек и время». Ещё два года оставалось до ухода Мариэтты Шагинян, и я думаю, что они встречались в СП, хотя Светлана Юрьевна этого не утверждает, но и не отрицает.

Великую Отечественную войну обе пережили по-своему из-за разницы в возрасте. Но воспоминания о том нелёгком времени есть у каждой. У Шагинян, например, это очерк «Дневник москвича» (1942), а у Гершановой – повесть «Осколки детства» (1975).

…Детство закончилось, когда Светланке не исполнилось и семи. Война… Это страшное слово, не доступное пониманию маленького человека, и поэтому не предвещавшее ничего плохого. Но от этого незнания ничуть не лучше. Ведь самые тяжёлые испытания падают именно на детей – наивных, слабых, беззащитных. В жизни маленькой девочки было всё – бомбёжки, эвакуация, голод, потеря отца, возвращение в Ростов, лежащий в руинах, в разрушенный холодный дом…

«…Кто-то сказал из древних: «Пусть прошедшее станет прошлым». Сколько раз я повторяла это! Не становится.

Осколки возникают сами собой, не выбирая места и времени. Одни уходят в тень, чтобы больше никогда не возвращаться, другие возвращаются снова и снова, как на киноленте, замкнутой в кольцо.

…Следующий осколок уже война. Наверно, это был не первый день войны. Мы уезжаем, уезжаем! Папа с нами не едет, ему надо везти в эвакуацию свою школу. Не едет и дедушка, отказался наотрез с необычной для него твёрдостью. Не хотел быть обузой, семья сына, семья дочери, бабушка, ещё и он.

Папа отвёз куда-то приёмник. Хороший, с одним весёлым зелёным глазом, с ручками, которые можно было крутить и слушать, что хочешь — голоса, музыку, чужую речь.

…Почему нельзя взять с собой игрушки, раз уж мы уезжаем? И книжки нельзя, и шахматы. Хотя бы одну куклу Жанну — ту, что без головы!

Ночь, ещё непривычное слово «тревога», мы с бабушкой и Вовкой сидим в подвале. Запах угля, тусклая лампочка под потолком, и я мучительно пытаюсь понять, что происходит.

Опять поворачивается калейдоскоп с моими осколками.

…Мне кажется, мы вернулись в Ростов, когда развалины ещё дымились и были тёплыми на ощупь. Сколько раз наше возвращение проплывало у меня перед глазами, может, наша память и есть кинолента, замкнутая в круг?

…Мы идём в горку медленно, мама с Вовкой на руках, тачечник с двумя чемоданами на просторной тачке, и я. Идём от вокзала по главной улице, и нет ни одного не разрушенного здания вокруг, обгорелый кирпич, разноцветные стены внутри, голубые, розовые, жёлтые…

Эта картина и сейчас у меня перед глазами. Наверно, запала глубоко-глубоко в душу и осталась там на всю жизнь, как осколок в коре молодого деревца. Нарастают кольца, год за годом, а он живёт там, в глубине, и не даёт забыть про войну…

Подарок

Все универмаги

Это много слишком,

Я и без подарков

Счастлива, поверь…

Хочешь, подари мне

Плюшевого мишку,

В Детстве не купили,

Подари теперь!

С чёрным-чёрным носом,

С мягкими ушами,

С капельками солнца

В бусинках-глазах…

Что же ты смеёшься

Я уже большая,

О других подарках

Ты хотел сказать?

Видно, повзрослели

Мы внезапно слишком.

Что война прошедшая

Этому виной…

Подари мне мишку,

Плюшевого мишку,

Как кусочек Детства,

Взятого войной.

«Меня поэтом сделала война», – сказал как-то ростовский поэт Александр Рогачёв. Думаю, то же можно сказать и о Светлане Гершановой. Ведь первое стихотворение она сочинила «в нетопленой комнате в войну».

Много позже Светлана Юрьевна напишет стихотворение «Колесо», которое невозможно читать без слёз. В нём отразилась вся боль детей войны, горечь утрат, потеря детства, голод, холод, сиротство…

«Мы были чуть повыше колеса

На той войне.

И души наши помнят

Разбитый дом,

И стены бывших комнат,

И матери безумные глаза…

Мы выросли.

Мы вынесли её,

Свою судьбу,

И в тяжести — прямую

И жалость запоздала,

Не приму я,

Ни я, ни поколение моё…»

Говорят, что поэзию от прозы отличают краткость и глубина мысли. В произведениях Светланы Юрьевны нет многостраничных описаний переживаний, исторических событий, характеров и образов. Это всё как бы вписано в основное повествование, построенного так, что и старый диван, и одеяло, и заснеженный лес, и дождь за окном, и слёзы матери, и веснушки главной героини становятся действующими лицами сюжета, участвуют в нём наряду с главными героями, и оттого текст становится лирическим и легко воспринимаемым:

Проза Светланы Юрьевны – близкая, родная, доступная. Автор пишет о родном Ростове, о родителях, учителях и одноклассниках, первой любви. О том, что окружало и окружает её. Но ведь всё это происходило и происходит с каждым. И потому, читая, невольно примеряешь «одёжку» писательского текста на себя.

У кого не было сложных отношений с учителями? Кого не понимали родители? Кто не рыдал в подушку по ночам из-за несбывшихся надежд? Чьи «гениальные» литературные способности не признавали? Поэтому, погружаясь в чтение, понимаешь, что это не столько автобиография автора, сколько биография целого поколения, да и последующих тоже. Меняются эпохи, мода, совершенствуется техника, шагает вперёд прогресс. Вот только человек остаётся прежним. Со всеми недостатками, комплексами, талантами, понятиями о хорошем и плохом.

О повести «Я у мамы дурочка» писатель в интервью, на встречах с читателями отмечает, что хотела написать весёлую книгу. Однако повесть на самом деле не очень-то смешная. Я бы сказала: совсем не смешная. Лиричность, ироничное отношение к себе и житейским ситуациям, романтизм, лёгкая ностальгия по прошлому и несбывшимся мечтам. Всё это навевает грусть, тёплую, светлую, но всё же – грусть.

Проза Гершановой – лаконичная, выдержанная, зрелая. Но за краткостью текста кроется огромный смысл, который можно уловить хорошенько вчитавшись, а может быть, и перечитав ещё раз:

«…Сентябрь – лучшее время в Ростове. Жара спала, но тепло и солнечно, двери и окна распахнуты. Мария Соломоновна сердито кричит из окна:

– Толя, Фаня, опять вы целуетесь у всех на виду! – И я бегу на балкон смотреть, как они целуются.

У нас во дворе поселится Любовь. Толя и Фаня, дочка Марии Соломоновны, поженились, как только вернулись с войны. И теперь ходят вместе в мединститут. Фаня, как и на фронте, работает медсестрой, а Толя учится на врача. Он в военной форме, перетянутой ремнями, блестящих сапогах, высокий, светловолосый, красивый. И Фаня рядом, в единственном своём крепдешиновом платье в цветочек, шикарном, на мой взгляд…»

Добротой пронизана каждое предложение гершановской прозы. Автор понимает, что многим из нас не хватает в жизни именно Доброты. И она старается дать её читателю, хотя бы на время.

И ещё на что я обратила внимание. В книгах Гершановой нет отрицательных персонажей. Даже если человек поступает в какой-то ситуации некрасиво, автор старается найти этому объяснение, оправдать его. И в этом тоже прослеживается доброта писателя.

«…Один Ростовский поэт, у которого, в отличие от меня, каждый год выходили книжки, сказал как-то, что у меня — счастливая литературная судьба.

Наверно, если не растягивать счастливые моменты во времени… Если забыть неудачи, предательства друзей, потери, годы, когда невозможно было напечатать ни строчки.

Если брать только счастливые пики, которые вдруг, каким-то непредсказуемым, чудесным образом поднимались из пучины сплошного невезения, вакуума вокруг, когда тебя вытеснили, оттеснили от интересной творческой работы в отдел, где только тратится время, тратится жизнь на ненужную работу за «вертушкой» от звонка до звонка… Эти сияющие вершины и меня поднимали из этой пучины, потому я и выжила, и осталась самой собой…»

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовлено Поповой А.А, зав. филиалом.