Театральный вернисаж «Художник и театр»

Театральный вернисаж
«Художник на сцене театра».
К Всемирному дню театра.

Уважаемые читатели и посетители нашего блога! Приглашаем Вас на театральный вернисаж «Художник на сцене театра» проводимый в рамках Всемирного Дня театра. (#КультураРФ#ДеньТеатра#ДеньТеатра2021 ) В программе вернисажа мы расскажем о театрально-декорационном творчестве художников начала ХХ-го века. Это в первую очередь художники группы «Мир искусства», которые создали целую эпоху в искусстве живописи Серебрянного века и открыли новое направление в театральном творчестве. Это такие выдающиеся художники как И. Билибин, А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Рерих, М. Добужинский и другие, работавшие для театра.

«Конец XIX века был ознаменован коренным переворотом в области театрального искусства. В недрах Мамонтовского и Алексеевского кружков, а затем в Мамонтовской опере и молодом Московском Художественном театре начиналась новая эра — эра режиссерского театра. Она утверждала новые идейно-художественные принципы синтетического искусства сцены, интерпретационного прочтения драматургии, выдвинула и привела в действие целые режиссерские системы. Громадное преобразующее влияние она оказала на отдельных актеров, на труппы в целом, и на весь ансамбль, зовущийся театром, а следовательно, и на художника. Теперь от него требовалось не послушание, а единомыслие, не доброе соседство, а соучастие в режиссерской работе. Совершенно естественно, что декораторы дорежиссерской эры театра, как правило, не подходили для этой новой функции. Гораздо ближе по системе образного мышления и творчества были к режиссеру художники-станковисты, которые испокон века сами были режиссерами своих картин. Тем более что к моменту возникновения режиссерского театра именно русские художники, наиболее прогрессивная их часть — передвижники, — достигли наивысшего подъема и «срежиссировали» в своих лучших картинах («Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Не ждали» И. Е. Репина) «спектакли театра переживания», пишет в своей статье «Рерих и театр» искусствовед Ф.Я. Сыркина.

И далее она продолжает: «В области режиссерского мастерства и в понимании прогрессивной драматургии русские живописцы намного опередили театры. Гоголь и Федотов, Островский и Перов создавали свои произведения почти синхронно, в то время как постановочная культура театра разительно от них отставала.

В нашей библиотеке по теме истории театра в России можно взять следующие книги:

Между театрами и художниками-станковистами давно существовало взаимное тяготение. Известно, что еще Карл Брюллов участвовал в оформлении первого спектакля оперы Глинки «Руслан и Людмила», что многообещающий пейзажист М. И. Бочаров отдал свое дарование театру, исторический живописец В. Г. Шварц исполнял эскизы костюмов-образов для первой постановки «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Васнецов, Поленов, Головин, Коровин, Врубель, Сомов заложили фундамент сценографии русского режиссерского театра.»

Многие из них работали для Русских сезонов (подробнее https://www.culture.ru/s/russkie-sezony/) Сергея Дягилева (подробнее https://www.culture.ru/materials/184017/sergei-dyagilev-velikii-impresario) и создавали декорации для Московской частной оперы Саввы Мамонтова, Большого и Мариинского театров. Портал «Культура.РФ» рассказывает о десяти живописцах, проявивших себя в качестве художников-постановщиков. Читайте статью «10 театральных художников Серебряного века» по ссылке: https://www.culture.ru/materials/253887/10-teatralnykh-khudozhnikov-serebryanogo-veka Также вы можете послушать её в подкасте: https://vk.com/podcast-46598842_456239165

Мы предлагаем вам для чтения книги по театральному мастерству из фондов нашей библиотеки:

Далее в программе нашего вернисажа мы более подробно расскажем о театрально-декорационной живописи художника Николая Рериха (1874 — 1947). Так как это направление творчества прошло почти через весь период его жизни, включая 1945 год и имело очень большой и разнообразный охват театральных постановок в которых он участвовал как художник и даже сценарист.

Значительную часть творческой биографии Николая Константиновича Рериха занимает сотрудничество с театром. С 1905 по 1944 год, с некоторыми перерывами, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок. Они получили сценическое воплощение в театрах Петербурга-Петрограда, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и ещё многих городов мира.
Произведения театрально-декорационного искусства Рериха хранятся в отечественных и зарубежных, государственных и частных собраниях. Они экспонируются в музейных залах и на выставках.

К началу постоянного профессионального сотрудничества с театром Рерих был уже сложившимся живописцем, обладающим своим почерком, имеющим собственные взгляды на искусство. Обращение Рериха к театрально-декорационному искусству обусловлено тягой художника к монументальным и декоративным формам. Кроме того, сцена позволяла реализовать присущее Рериху стремление к синтезу искусств. «В театральных работах, так же как и в монументальных стенописях, для меня было всегда нечто увлекательное», — признавался художник.
В работе над оформлением спектаклей Рерих обращался только к наиболее близким ему музыкальным и драматическим произведениям Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера. Работал над эскизами к пьесам А.М. Ремизова, А.Н. Островского, Лопе де Вега, М. Метерлинка и Г. Ибсена.

Рерих начал работать для театра уже после того, как стал живописцем определенного историко-эпического профиля, обрел свою характерную живописную манеру, свое понимание композиции. Этим объясняются и неслучайность репертуара, к которому он обратился, и особенности решений его оформления.

В театре он не искал себя. У Рериха-художника уже было свое амплуа, и оно сразу определило его место. Историко-эпическое начало его живописи как нельзя более импонировало героическому репертуару, тяготение к монументальности не могло не привести к музыкальной сцене, пристрастие к родной старине в большой мере адресовало его к русской сюжетике. Примерно из пятнадцати театральных работ Рериха, по тем или иным причинам осуществленных или не осуществленных на сцене и оставшихся в сериях великолепных совершенно законченных эскизов, более половины принадлежит русскому репертуару, причем главным образом музыкальным спектаклям. К «Князю Игорю» и «Снегурочке» Рерих обращался дважды, и, конечно, это не случайно: былина и легенда питали все творчество Рериха и были особенно близки ему по букве и духу. Закономерно и то, что две трети сценографических произведений Рериха исполнено для музыкального театра: художник, склонный к воссозданию героического, приподнятого образа, не мог не обратиться к Вагнеру, Бородину, Римскому-Корсакову.

О Рерихе — театральном художнике писали все его биографы и исследователи русской сценографии начала XX века. Декорационная живопись в его творческой деятельности является этапом в развитии русской сценографии. Рассматривая творчество Рериха и в театре и в станковом искусстве как явление уникальное, известный критик С.П. Яремич замечал, что в русском искусстве нет прямых предшественников художника, обладавшего «независимостью художественных взглядов». Яремич утверждал, что художник не испытал влияния историко-эпических полотен Васнецова и если и был ему кто-либо родствен, так это Врубель. «Начиная свой творческий путь темами старорусского эпоса, — пишет Яремич, — художник меньше всего поддался подчинению творческим приемам В.М. Васнецова, пользовавшегося в девяностых годах прошлого века огромным и непререкаемым авторитетом в качестве мастера, показавшего в совершенно новом свете русскую сказку и давшего новые приемы в изображении событий русской истории. Если бы и нашелся кто-нибудь и начал утверждать, что Васнецов оказал влияние на молодые работы Рериха, то это влияние должно рассматривать крайне условно (внешней стороной, т. е. названием и некоторой аналогичностью в темах), а главное — технический подход к предмету и взглядах на исторические события не встретили отклика в душе Рериха…» пишет Ю. Балтрушайтис в книге «Рерих» в 1916г.

Рерих не подражал Васнецову, но, обращаясь к тем же темам, сюжетам, а иногда и к той же пьесе, что и Васнецов, он не противопоставлял себя Васнецову, а как бы подхватывал его эстафету. Например эскизы декораций и костюмов к пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» для Петербургского драматического театра Рейнеке в постановке 1912 года.

Творчество Рериха отличается единством тем, сюжетов, образов, которые волновали его и в области станковой и монументальной живописи, и в его археологических изысканиях, и в литературных произведениях, и в сфере театра. Назовем эти общие вехи:

Первобытный мир, каменный век, язычество, варварство, средневековье…

Былина, сказание, легенда…

Подлинность первоисточников этнографических, археологических, архитектурных…

Восприятие мира как синтеза природы, человека и его деяний…

Героико-эпическое начало, выраженное в монументальных формах…

Все эти темы характерно прослеживаются в спектаклях русского репертуара, к которым многократно обращался художник, — «Снегурочка» (1908 и 1912), «Князь Игорь» (1909 и 1914), «Псковитянка» (1909), «Сеча при Керженце» (музыкальный антракт, 1911), «Кащей Бессмертный» и «Весна священная» (1913, 1945).

Эти идейные направления проявились и в литературном творчестве Николая Константиновича Рериха. Предлагаем вам познакомиться с его произведениями в книгах имеющихся в фонда библиотеки имени А.В. Калинина. Конечно это небольшая часть его трудов как писателя, но в них ретроспективно представлены многие работы за разные периоды жизни художника.

Далее мы предлагаем сделать ретроспективный обзор театральных постановок по произведениям русских композиторов в творчестве Николая Константиновича Рериха.

Опера «Снегурочка».

Весенняя сказка Островского–Римского-Корсакова пленила Николая Константиновича Рериха ещё в юные годы и, по признанию самого художника, была ему очень близка. Здесь его могло привлечь многое — и неповторимая прелесть образов, и отражённое в сказке миросозерцание древних славян, и общий радостно-солнечный колорит. Но главное, как писал Николай Константинович, «Снегурочка» показала «часть подлинной России в её красоте». Четырежды — в 1908, 1912, 1919, 1921 годах — обращался Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами «Снегурочки»».

Опера Римского-Корсакова — это нечто гораздо большее, чем чуткие, согретые человеческим теплом картины природы. Здесь нашли отражение глубокие размышления художника о мудрости и неисчерпаемости природы и жизни».

«Каждая картина, каждая декорация Н.К. Рериха — это музыка, воплощённая в красках, со своими мелодиями, гармониями, ритмом… Радостно звучащие зелёные и золотистые тона в эскизе декорации к «Снегурочке» — «Урочище» — передают весеннее ликование музыки у Римского-Корсакова. Тёмные коричневые тона камней, как басовые аккорды, только подчёркивают свежесть звучания молодой зелени берёз…»

«Истинное чудо оперы — Снегурочка, воплощение чистой и хрупкой, почти прозрачной красоты. Нежная и кроткая, она как бы олицетворяет собою устремлённость, порыв к самому прекрасному и непреходящему. Музыкальный образ её меняется на протяжении оперы — от детской резвости и холодка до колоратурных переливов голоса, окрашенных светлым человеческим чувством в сцене таяния».

Оперы «Князь Игорь» и «Псковитянка».

В 1909 году по приглашению Дягилева Н.К. Рерих принял участие в Русских сезонах в Париже, где на долю Рериха выпал шумный, заслуженный успех.

«Русский сезон» в парижском Шатле 1909 года представил оперу Н.К. Римского-Корсакова «Псковитянка» в постановке А.А. Санина, к которой Н.К. Рерих написал декорации, очень близкие по тональному изображению к первому варианту «Князя Игоря»: «Въезд Грозного» и «Шатёр Грозного».

В оформлении Рериха также шли «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина. В 1908–1909 годах написаны также эскизы «Путивль», «Двор Галицкого», «Терем Ярославны». Но полностью опера «Князь Игорь» в декорациях Рериха была поставлена только в 1914 году в Лондоне (Королевский театр Дрюри Лейн). По великолепию живописи эти эскизы принадлежат к самому славному среди творений мастера.

Премьера оперы состоялась 8 мая 1914 года. О триумфе «Князя Игоря» сообщали Рериху в Петербург. Художник Аллегри писал: «Дорогой Николай Константинович. Вчера вечером шёл «Игорь» при полном зале; успех был большой…»

А после премьеры в Париже «Князя Игоря» высказался французский художник Жак Бланш: «Что касается декораций “Игоря” Рериха, то уже с самого начала это – сплошное очарование для взора».

А русский режиссёр А.А. Санин пишет Н.К.Рериху, увидев постановку: «Если бы не существовало тебя, надо было бы для “Игоря” выдумать и родить». А через много лет Н.К. Рерих получит телеграмму С.П. Дягилева: «“Половецкий стан” выдержал 500 представлений во всех театрах мира»

Балет «Весна священная».

«Особое место среди театральных работ Рериха занимает балет на музыку И. Стравинского «Весна Священная». Работа над «Весной Священной» захватила его. Даже много лет спустя, вдали от родины, художник, вспоминая «великие ритмы человеческих устремлений», вложенные Стравинским в музыку «Весны Священной», писал: «Мы не можем принимать «Весну» только как русскую или славянскую. Она гораздо более древняя, она общечеловечна». (https://www.culture.ru/materials/255339/istoriya-bale.. )

Именно Рериху совместно со Стравинским принадлежит замысел «Весны священной». В 1910 году он уже создавал эскизы, то есть «видел» спектакль. Сочиненный Стравинским в 1912 году, балет был показан в Русских сезонах Дягилева в Париже 29 мая 1913 года.

«Я написал не только эскизы декораций, но и самоё либретто. В первом акте, называющемся «Поцелуй земле», проходят древние славянские священные игры, хороводы, различные гаданья, и в конце их на высоком священном холме над таинственной, глубокой долиной древний старец, весь в белых одеждах, совершает обряд целования земли, так чтившийся в доисторической Руси». Н.К. Рерих

Действие второго акта, названного «Великая жертва», происходит на вершине священного холма, в каменном лабиринте, где девушки ведут тайные игры. Они заканчиваются выбором одной из девушек на жертву — танцуя свой последний танец, она падает мёртвой. Конец действия совпадает с восходом солнца…»

«В 1945 году, в год Победы, Рерих создаёт «Весну священную». Это не только русская весна, это — триумф всего человечества, дожившего до окончания войны. Девушки кружатся в хороводе, украшенные венками из одуванчиков, в центре их — избранница с гирляндой так же весенне-золотистых цветов, руки и взор её устремлены к солнцу. Юноши играют на свирели, в общем действе участвуют и старцы. Праздник вечного обновления, природа в весеннем уборе из жёлтых цветов, в юном ликовании устремляется в радужную даль».

Всё это создаёт величественную картину ликования людей и природы. Священная весна, весна победы над тёмными силами, весна надежд, весна радости и возрождения. Этим произведением Рерих отметил окончание Великой Отечественной войны, светлый праздник всего человечества»

Подготовка материала, размещение на блог Калайдов И.В.