Библиоглобус «Симфония жизни»

23 апреля исполняется 130 лет со дня рождения одного из самых известных русских композиторов, пианистов, дирижёров — Сергея Прокофьева. Предлагаем Вам узнать из нашего библиоглобуса о его жизни и творчестве.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии, ныне село Красное Донецкой области Украины.

Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена.С раннего возраста Сергей Сергеевич увлёкся музыкой и уже в пять лет сочинил своё первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано.

В 13 лет стал студентом Санкт-Петербургской консерватории. О своём поступлении Сергей Прокофьев рассказывал: «Вступительный экзамен прошёл довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принёсший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошёл, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» — сказал Римский-Корсаков, который вёл экзамен».Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина.

В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 году – как пианист, в 1917 году – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создаёт оперы «Маддалена», «Игрок».

Премьеры его сочинений нередко сопровождались скандалами. В январе 1916 года состоялось первое исполнение «Скифской сюиты», которой дирижировал он сам. Публика громко выражала свое возмущение «диким произведением». Рецензент «Театрального листка» писал: «Прямо невероятно, чтобы такая, лишённая всякого смысла пьеса могла исполняться на серьёзном концерте… Это какие-то дерзкие, нахальные звуки, ничего не выражающие, кроме бесконечного бахвальства».

Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон, Париж. В 1927 году Прокофьев создаёт оперу «Огненный ангел». В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.

В 1935 году Прокофьев создал одно из лучших своих сочинений, балет «Ромео и Джульетта». Обращение к шекспировскому сюжету и сама ткань произведения были столь необычными, что артисты отзывались о музыке как о «неудобной». Сейчас этот замечательный балет чрезвычайно популярен. Первая исполнительница партии Джульетты, прославленная балерина Галина Уланова впоследствии писала: «Его музыка — родоначальник и душа танца, его Джульетта — моя любимая героиня, средоточие того света, гуманизма, духовной чистоты и возвышенности, которые пленяют едва ли не в каждом произведении Прокофьева».

С. Прокофьев стал одним из первых композиторов в кинематографе: он написал музыку к двум фильмам С. Эйзенштейна — «Александр Невский» и «Иван Грозный». В музыке к «Александру Невскому» Прокофьев проявился в не совсем свойственном ему качестве и создал эпическое полотно, в котором русская патриотическая идея звучит не завуалированно, а ярко и нарочито. На основе музыки к фильму Прокофьев создал одноименную кантату для оркестра, хора и солистки.

Также, Сергей Прокофьев известен созданием музыкальной сказки «Петя и волк».

Музыкальная история появилась с лёгкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст — тоже авторства Сергея Прокофьева.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев

Предлагаем Вашему вниманию познакомиться с этой музыкальной сказкой в исполнении симфонического оркестра.

Известной стала также и опера «Война и мир», созданная в 1944 году.

В военные годы Прокофьевым было создано ещё одно крупное сценическое произведение — балет «Золушка».

В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.  В 1947 году – звание народного артиста РСФСР.

Последние годы

В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».В последние годы жизни композитор почти не выезжал с дачи, соблюдал строгий медицинский режим, но не переставал писать. Среди сочинений этого периода — опера «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок»

Прокофьев умер в один день со Сталиным. Его смерть почти не была замечена советскими средствами массовой информации. Неуклюжей попыткой советской власти сгладить вину перед композитором стало посмертное присуждение ему Ленинской премии (1957).

Спасибо за внимание! До скорых встреч

Мероприятия подготовила и разместила: Кирейко М.С.