Валентин Яковлевич Парнах (27.07.1891, Таганрог – 29.01.1951, Москва), брат Софии Парнок и Елизаветы Тараховской – уникальная личность – поэт, переводчик, музыкант, танцор и хореограф, родоначальник российского джаза. Первый и единственный сборник его стихотворений был издан в Москве в 1925 году. Для него на первом месте была не поэзия, а музыка.
В историю русского искусства В. Я. Парнах вошел, прежде всего, как основатель российского джаза.
Окончив с золотой медалью гимназию, В. Парнах в 1912 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. Первое стихотворение он написал в 9-летнем возрасте, посвятив его горестной судьбе еврейского народа. Зная в совершенстве французский язык, в студенческие годы начал публиковать свои переводы французской поэзии. В 1913-1914 гг. путешествовал по Франции, Италии, Испании, Палестине. После начала Первой Мировой войны вернулся в Россию, но увидев гонения на евреев, их эвакуацию из прифронтовой зоны в вагонах с надписью: «40 евреев, 8 лошадей», решил уехать в Европу. Жил в Испании, Португалии, Франции. Переводил стихи средневековых еврейских поэтов Испании и Франции, замученных инквизицией.
В Париже входил в объединение русских художников и поэтов «Палата поэтов» вместе с М.Л. Таловым, И.М. Зданевичем, С.И. Шаршуном, С.Ю. Судейкиным и Л. Гудиашвили. Выпустил первые сборники стихов: «Набережная» (1919), «Самум» (1919), «Словодвиг» (1920), поэму «Саббатеянцы», книги статей о современной поэзии.
По своей поэтической манере и языку Валентин Яковлевич был близок к футуристам и сюрреалистам. В 1922 г. скандальную ему принесла книга стихов «Карабкается акробат». В Париже Парнах начал изобретать, записывать специально разработанным «языком танцев» и исполнять причудливые танцы собственного сочинения: «Лос бандерильос», «Эпопея», «Жирафовидный истукан», «Этажи иероглифов».
Его портреты рисовали П. Пикассо, С. Судейкин, барельеф головы создала Елена Грингоф. В ноябре 1921 г. он сыграл главную мимическую роль в синкретической драме-буфф «Театр ужасов», поставленной режиссером Павлом Вейсбремом-Куклимати в «Передвижном Театре на Столах» в Париже. С Вейсбремом Валентин Парнах был знаком ещё по Ростову-на-Дону, где тот руководил молодежной студией «Театральная мастерская».
Джаз сформировался в США на рубеже XIX и XX веков как синтез европейской и африканской музыкальных культур. Инструментальные ансамбли, исполнявшие джазовую музыку, назывались в те времена «джаз-бэнд» (в русской интерпретации «джаз-банд»). Увлекшись джазовыми ритмами, Валентин Яковлевич вернулся в 1922 г. в Россию захватив с собой приобретённые на собственные средства инструменты и полную экипировку для музыкантов. Его стараниями был организован «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр – джаз-банд Валентина Парнаха» и введено в оборот слово «джаз».
Это было в 1922 году (для справки: первый государственный джазовый оркестр Л. Утесова был организован в 1929 г.).
Выступление оркестра Парнаха в Москве 1 октября 1922 г. считается днём рождения советского и российского джаза.
В тот день в недавно созданном Институте театрального искусства состоялся лекционный концерт еще неслыханной в Москве музыки jazz-band. Лектор показывал аудитории набор инструментов и приспособлений для извлечения экзотически эффектных и ошеломляюще неожиданных звуков, рассказывал о своеобразной театрализованности негро-американских оркестровых ансамблей, самое главное — под аккомпанемент пианиста и ударника демонстрировал современную эстрадную хореографию rag-time, сочетавшую движения foxtrot и shimmy с пантомимой и гротескной машинизацией танцующего тела. Студенты и преподаватели института были в восторге. Вскоре показательное выступление повторили в Доме печати, где собирался тогдашний художественный бомонд российской столицы. Балетмейстер К. Голейзовский, режиссер Эйзенштейн, композитор А. Варламов, универсальный эстрадник Л. Утесов, футуристы старшего призыва и молодая левая поросль всех искусств «приветствовали лектора и исполнителя в одном лице, представленного В. Мейерхольдом как своего ученика по довоенной ещё петербургской студии, — недавно вернувшегося на родину из Парижа талантливого поэта Валентина Парнаха.
Два следующих года Валентин Парнах был если не в моде, то на слуху. В Театре Мейерхольда он заведовал музыкальной и хореографической частью.
В марте 1923 года, находясь, казалось бы, в самом средоточии столичной культурной жизни, Валентин Парнах жалуется А. В. Луначарскому, что сборник его стихотворений «Саранча» упорно не печатается, равно как и сделанный им впервые полный русский перевод «Путешествия на Восток».
В начале 1925 года, издав на свои средства сборник стихотворений «Вступление к танцам», Валентин Парнах вновь уезжает на Запад. В его неопубликованной автобиографической прозе «Пансион Мобэр» есть сетования на то, что тиранической политикой пролетписателей и откровенной злобой крестьянских поэтов, которым поручают редактировать его
В. Парнах сыграл в «Веселых ребятах» эпизодическую роль джазового музыканта.
О причинах и обстоятельствах своего вторичного возвращения в Россию в 1931 году В. Парнах в упоминавшейся автобиографической прозе ничего внятного не сообщает. Окончательно осев в Москве и став семейным человеком, Валентин Парнах отошел от джаза, от танцев, перестал писать собственные стихи и превратился в профессионального переводчика Иностранной коллегии Союза писателей.
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовлено Поповой А.А., зав. филиалом.