7 сентября в библиотеке им. А.В. Калинина для участников клуба «Общение» состоялось заседание, посвященное творчеству Алексея Лосева.
Алексей Фёдорович Лосев родился 10 (22) сентября 1893 в городе Новочеркасске. Русский советский философ, антиковед, филолог, переводчик, писатель, видный деятель советской культуры. Профессор, доктор филологических наук (1943), более 40 лет преподавал в Московском государственном педагогическом институте.
Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) называют одним из крупнейших мыслителей XX столетия, «духовидцем», последним мудрецом «серебряного века».
В его философских работах отразились идеи русских религиозных философов начала XX века, а также собственные оригинальные воззрения на проблемы символа, мифа, диалектики художественного творчества.
Будучи еще совсем молодым человеком, Лосев проявил себя как зрелый ученый, оригинальный мыслитель. Он был лично знаком с крупнейшими отечественными философами, составившими цвет серебряного века: С. Н. Булгаковым, Н. А. Бердяевым, И. А. Ильиным, П. А. Флоренским. Уже в 20-е годы имя Лосева было известно за рубежом, его считали одним из самых перспективных русских философов. В 1930 году Лосев издает свое знаменитое «восьмикнижие» – программные философские работы, среди которых известные ныне каждому просвещенному человеку сочинения «Античный космос и современная наука», «Диалектика мифа», «Философия имени». Не миновала Алексея Федоровича участь тех, кто стал жертвами сталинских репрессий. Он был арестован, прошел лагеря. Драматическую судьбу Алексея Федоровича разделила его супруга Валентина Михайловна: она так же, как и он, прошла ад сталинских лагерей. Духовный подвиг этой удивительной женщины трудно переоценить: в 1929 году Валентина Михайловна вместе со своим мужем тайно приняла монашеский постриг. После освобождения А. Ф. Лосев был восстановлен в гражданских правах и продолжил научную деятельность. Главный труд его жизни – шеститомная монография «История античной эстетики», за которую ученый был удостоен Государственной премии СССР. Это грандиозное сочинение является бесценным кладезем идей для российских и зарубежных ученых.
А. Ф. Лосев был разносторонней творческой личностью. Кроме философских работ, он являлся автором произведений изящной словесности: его перу принадлежат повести, рассказы и даже роман.
До нас дошли 20 стихотворений Лосева. Они распадаются на два цикла, условно названных исследователями «кавказским» и «дачным».
Первый навеян путешествием Лосева с женой на Кавказ в 1932 г после освобождения из лагерного заключения. Второй цикл связан с жизнью в подмосковном дачном поселке Кратово, где Лосев с супругой снимали комнату в 1941-1943 годах, поскольку их московский дом был разрушен немецкой бомбой.
Тема пути к Богу, образ путника, страдальца и постника, идущего прочь от «жизни внешней», ищущего духовного совершенства, являются ключевыми и для второго – «дачного» цикла.
Этот цикл даже с точки зрения поэтического стиля во многом отличается от «кавказского». Торжественная одическая тональность сменяется неспешной элегической исповедальностью. Изменяется лирический объект: вместо величественных кавказских пейзажей – скромный среднерусский ландшафт. Присутствует совсем другая лексика: незначителен пласт высокого «штиля», больше разговорных слов. Более сдержанны изобразительные средства.
«Дачный цикл» отличает стилистическая отточенность: более совершенны образы, уходит экспрессивная расплывчатость, для создания точности и богатства образа поэт не боится прибегнуть к разговорной и даже сниженной лексике.
Поэтическое творчество Лосева – это, безусловно, та тема, в которой заложен немалый смысловой потенциал.
Данная тема, безусловно, ждет более изощренного исследователя. Несомненно, ее возможно рассматривать во многих актуальных литературоведческих, культурологических и философских аспектах.
Спасибо за внимание.
Мероприятие проведено и выставлено в блог Поповой А.А., зав.библиотекой.