В филиале № 14 Библиотека имени А.В. Калина представлена выставка, посвященная творчеству и жизни Петра Наумовича Шумского — члену Союза писателей СССР.
Шумский П. Учитель: рассказы и очерки, За колючей проволокой, Обреченность
В книге Петра Шумского «Учитель: рассказы и очерки» представлено творчество русских писателей, поэтов и прозаиков, посвященное учителям.
Сам автор – П. Шумский – описывает свой сборник небольшим рассказом, который прилагается вместо предисловия:
«Утро моей страны, как ты прекрасно! Я иду с сыном в школу под тенью моих сверстников – душистых лип, медовых яблонь, ароматных груш и стройных тополей. Он сегодня взволнован и торжественен, мой семилетний сынишка. Его щеки пылают алым румянцем, в карих глазах мелькают солнечные огоньки. Он сегодня впервые идет в школу. Вот и заветные, до сих пор мне памятные ступеньки. Они по бокам зелены от мха, но крепки, и много еще детских ножек пройдет по этим ступенькам, чтобы войти в светлый класс, наполненный веселым шумом детских голосов.
Сорок лет тому назад, радостно изумленный, я впервые вошел в дверь школы, и, когда увидел учителя, у меня от волнения перехватило дыхание. А он стоял передо мною, как олицетворение человеческих знаний, и смотрел на меня зоркими, ласковыми глазами.
Учитель! – Это слово для меня было и есть олицетворением светлого ума, правдивости и честного служения своему народу. Вот он, мой старый учитель! Годы посеребрили его волосы, но так же светел и ласков его взгляд. Он теперь встречает не меня, а моего сына. И ответной радостной улыбкой озаряется лицо моего мальчика.
Мы здороваемся друг с другом, оба поседевшие от забот, дум, напряженного труда. Мы рядом усаживаемся на парту и в мирной тишине класса делимся воспоминаниями.
Я подхожу к парте, стоящей у окна, и долго молча, взволнованно гляжу на нее.
– Твоя? – тихо спрашивает мой старый учитель.
– Моя…
– Мы посадим за нее твоего сына. И сколько чудесного, нового узнает он, сидя на этом месте! Перед ним откроются необъятные просторы нашей родной земли. Он будет, не выходя из класса, путешествовать по ней, любоваться ее красотами, открывать тайники подземных богатств. Он станет учиться быть хозяином своей большой страны…
Когда мы с сыном возвращаемся домой, он долго расспрашивает меня о старом учителе. А потом, немного застенчиво, задает вопрос:
– Папа, а я могу стать учителем?
– В нашей стране, мой мальчик, быть учителем может каждый. Но не всякий достоин носить это высокое звание.
– А кто достоин?
– Тот, кто искренне желает посвятить свою жизнь этой сложной профессии. Всякий из нас, – говорю я, – конечно, должен выбрать себе дорогу в жизни. И, наверное, многие так же, как и ты, мой мальчик, в будущем зададут себе вопрос: а не стать ли мне учителем? Но прежде чем стать учителем, каждый должен глубоко продумывать слова покойного Михаила Ивановича Калинина, который сказал, что учитель отдает свою энергию, кровь, все, что у него есть ценного, своим ученикам, народу. Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, жизни, науки, и это все лучшее снова отдает детям.
Сын внимательно слушает меня. Его глаза разгораются все ярче. Мысленно он уже, наверное, входит в класс как учитель и начинает свой первый урок…
А я иду рядом с ним и думаю. Думаю о тех людях, которые воспитывают светлую юность нашего народа, которые весь жар, всю любовь своих сердец отдают своему почетному делу.
Им, нашим родным учителям, и посвящаю я свою книгу»
Книга «За колючей проволокой» написана на материале из гражданской войны участником похода конного корпуса Гая на Варшаву. В первой части автор – бывший партизан, боец одного из лучших полков Красной армии – рисует боевую походную жизнь одного из конных полков корпуса Гая во время похода на Варшаву.
Вторая часть книги дает картину жизни «За колючей проволокой» – в плену.
Один из зачинателей советской литературы на Дону, Петр Наумович Шумский был даровитым поэтом и своеобразным прозаиком.
Литературное наследство безвременно ушедшего от нас одаренного писателя довольно обширно. Однако наибольший интерес представляет его автобиографическая повесть «За колючей проволокой», посвященная одному из эпизодов борьбы с белополяками летом 1920 года. Это безыскусственный и взволнованный рассказ о боевом пути Кубанского кавалерийского полка, входившего в 3-й конный корпус товарища Гая.
П.Н. Шумскому, бывшему одним из рядовых бойцов корпуса, удалось в образе Дениски Чуба ярко и убедительно показать формирование характера нового человека – бойца-красноармейца.
Повесть пронизывает боевой дух пролетарского интернационализма, и страницы, посвященные китайцу Ван Ли, подпольщику-познанцу, поляку-смертнику, еврею-сапожнику, рабочему-немцу, отдающему свой пиджак пленному красноармейцу, – одни из лучших в книге.
Впервые повесть «За колючей проволокой» была издана в 1934 году и тогда же получила очень теплые отклики в нашей печати.
Требовательный к себе художник, П.Н. Шумский в последние годы жизни неоднократно возвращался к этой повести. Но смерть помешала ему довести работу над ней до конца. Однако и в данном виде это произведение, несомненно, представляет значительный и документальный, и художественный интерес.
При подготовке данного издания редакция использовала те варианты, которые остались после смерти писателя и были любезно предоставлены в распоряжение издательства женой писателя П.И. Шумской.
О врангелевском десанте, о разложении в среде белогвардейцев, о неверии солдат белой армии в успех своего дела повествует книга П. Шумского «Обречённость».
Решение задач по активизации контрреволюционных сил на Дону Врангель возложил на атамана Всевеликого Войска Донского генерала Богаевского, ставка которого располагалась в Евпатории. В середине мая 1920 г. Богаевский направил в Донскую область члена Донского войскового крута полковника Назарова.
Создав отряд из 500 добровольцев, полковник Назаров высадился 9 июня 1920 года в тылу красных, на Кривой косе, что южнее ст. Ново-Николаевской. Азовская флотилия вовремя не обнаружила ни десантные корабли белых, ни высадку отряда Назарова…
«Мне двадцать лет. Здоров и по-мальчишески весел, погоны юнкера заставляют меня держаться серьёзней… Только вчера я покинул Крым и сейчас плыву в Россию, чтоб с горстью этих безумных покорить её. Мне грустно от предстоящей собственной смерти…»
Так начинает повествование автор от лица юнкера Кости. В первых же строчках дневниковых записей юнкера слышится безысходность, однозначность провала задуманной операции. Но отряд всё же плывёт на верную погибель, очень глубоко в душе веря в справедливость борьбы, в то, что они готовы на всё ради свободы своей России.
Расчёт генерала Врангеля был на то, что с появлением назаровцев на Дону казаки поднимутся против Советской власти. К слову, десант почти полностью состоял из офицеров, большинство которых было родом из донских станиц и хуторов.
Через сутки похода на корабле через Керченский пролив, отряд высадился у берегов станицы Ново-Николаевской.
Десант Назарова форсированным маршем устремился вглубь Донской области, минуя города Таганрог, Ростов-на-Дону и Новочеркасск. Главные герои повествования: корнет Эппель — 25-летний варшавянин, по рождению англичанин, по крови немец едет воевать землю для донских казаков; рядовой Труфанов — самоубийца, доведённый до отчаяния неизвестностью и неверием в победу; полковник Назаров — жёсткий и жестокий человек, для которого подчинённые просто пушечное мясо. И он не скрывает этого: «Вас ожидает в лучшем случае смерть, в худшем — пленение у большевиков». Урядник Хромцев — огромный набожный человек, постоянно бубнящий себе под нос молитвы, но способный убить любого по первому приказу командира, не моргнув глазом; сам автор повествования — юнкер Костя, который о себе говорит, что в детстве «от меня прятали самую гнусную профессию, название которой — убийца. И вот теперь, будучи юнкером, я постиг эту профессию в совершенстве…» и много других, наверное, хороших в прошлом людей, которые участвовали в Первой мировой войне, честно защищали Россию, теперь все они стали убийцами, карателями по своей ли воле, по недомыслию или по убеждениям? Кто объяснит, кто поймёт? А ещё простить бы…
Ожидания белого генерала не оправдались — отряд не столь массово пополнялся сочувствующими казаками, в своём большинстве уже уставшими воевать, к тому же немноголюдно было в хуторах и станицах после Первой мировой и Гражданской войн.
Отряд Назарова, легко отражая противодействия отдельных красных частей, уходил всё дальше по донской земле.
Для ликвидации десанта Назарова красное командование создало войсковую группу, которая преградила путь отряду на Новочеркасск, но назаровцы не стали брать бывшую станицу Донского казачества, а прошли мимо. Тогда комбриг П. Г. Фесенко дал приказ преследовать отряд Назарова. После небольшого боя назаровцы отступили, но на следующий день бригада Фесенко настигла их в станице Нижнекундрюченской.
Опытный полковник Назаров сумел дать бой, в котором красные потеряли убитыми и ранеными более 60 человек, и вновь уйти. Сначала белые заняли станицу Усть-Быстрянскую, а затем переправились через Северский Донец и устремились к станице Константиновской.
До семи раз обе стороны сходились в станице врукопашную, и лилась на улицах кровь белых и красных бойцов. Наконец назаровцев выбили из станицы и прижали к песчаной косе у Старого Дона. Остатки отряда переправились через Дон и ушли в степь.
«…Бой окончен. Я сижу в Каменной балке, по которой течёт прозрачная розовая вода. У бережка щебечет ласточка… Заката нет. Тихо ложатся мирные сумерки и звенит в ушах… По Каменной балке текла розовая вода, похожая на закат… Вот она смерть… Вот… она…»
Так провалилась попытка Врангеля свергнуть Советскую власть на Дону.
«Тёплая копна свежего сена чуть-чуть согревает. Я дописываю последние строчки своего маленького дневника и потом согреюсь пулей. Вот только куда, в сердце или в голову?»
Такими словами заканчивается дневник юнкера. Но! Помнится, в одном из боёв юнкер Костя изъял у застреленного им милиционера его удостоверение. Зачем? И опять читателю даётся возможность домыслить. Может, выжил этот юный вояка? Но что потом? С чужим удостоверением? Пойдёт служить у красных? Или сдастся? Или будет искать возможность перебраться обратно в Крым? Или всё же пуля?..
Гегузин И.М. Добрый след: Рассказы краеведа. — Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1987. — 192 с.
В данной книге представлены рассказы о деятелях науки, культуры и искусства, чьи судьбы так или иначе связаны с Ростовом.
Руманова Д.И. Писатели советского Дона
Советская литература – составная часть культуры, которая возникла и развивается в нашей стране в результате свершения Великой Октябрьской социалистической революции.
В опубликованном в августе 1957 года изложении выступлений Н.С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» подчеркивается, что сила советской литературы в ее партийности и народности, в активном ее участии во всенародном деле строительства коммунизма.
Социалистическая революция вызвала огромный размах хозяйственного и культурного строительства в краях и областях всей страны и, как следствие, – богатую талантами литературу всех районов Советского Союза. И если «литература дворян и разночинцев оставила вне своего внимания целые области, не тронула донское, уральское, кубанское казачество, совершенно не касалась «инородцев», «нацменьшинств» (М. горький, «Беседы о ремесле»), то советская литература со своей обширной тематикой коснулась самых отдаленных уголков страны. И касалась она их зачастую, или даже чаще всего, пером уроженца – выходцев из того же края, той же области, которые дали писателю материал для художественного воплощения его идеи.
За годы советской власти в нашей стране выросли сотни писателей, мастеров художественного слова и среди них – большой отряд писателей нашей области.
В ростовской писательской организации – одной из крупнейших среди периферийных организаций Союза советских писателей – начинали свою творческую деятельность выдающийся советский писатель А.А. Фадеев, старейшая писательница М.С. Шагинян, крупнейший советский драматург Николай Погодин, известные писатели Вера Панова, Евгений Поповкин, Алексей Недогонов и другие. С Доном теснейшим образом связанотворчество поэта и драматурга Анатолия Сафронова, до войны работавшего в Ростове-на-Дону.
В настоящий момент ростовская организация числит в своих рядах 21 члена Союза советских писателей.
Био-библиографические материалы об этих писателях, о нашем знаменитом земляке М.А. Шолохове, о ростовских писателях, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также об умерших помещены в настоящем справочнике.
Открывает справочник библиография о М.А. Шолохове, все остальные библиографические материалы даны в порядке алфавита автором.
О каждом писателе даны следующие материалы: краткая биографическая справка, перечень основных произведений (с аннотациями) в порядке выхода их в свет, в том числе и важнейшие статьи, опубликованные в периодической печати (особо выделяются статьи по вопросам литературы), а также критические материалы о творчестве писателя.
Попова А.А. Все, что память бережет. Очерки о донских писателях: — Ростов-на-Дону: ООО «Альтаир», 2021 г. — 248 с., ил.
Книга очерков о творчестве донских писателей с начала 20 века по настоящее время. Читатель узнает много интересных и малоизвестных фактов о литераторах-уроженцах донского края, о писателях-фронтовиках, отдавших свои жизни за свободу Родины.
«Все, что память бережет» является второй книгой автора, первая – «Колыбелью нам была степь донская…» – вышла в 2015 году. Данная книга перекликается с прежней, продолжая и дополняя ее.
В данной книге представлен материал, посвященный донским писателям, написанный очевидцами, непосредственными участниками событий, которые происходили последние сто лет на Дону. Возможно, некоторые имена ни о чем не скажут читателю, а некоторые на слуху: Вера Панова и Анатолий Калинин, Петр Лебеденко и Валентин Скорятин, Светлана Гершанова и Анна Ковалева…
Часть очерков была напечатана в журналах и альманахах Москвы, Ростова-на-Дону, С.-Петербурга, Луганска, ст. Вёшенской и уже известны читателю. Многие публикуются впервые.
Автор не преследует цель разобрать то или иное произведение «по косточкам». Нет! Ни в коем случае. Это – экскурс в историю, желание приблизить творчество писателей прошлого к современному читателю.
И, конечно, «открыть глаза» читателю, на то, что и сейчас рядом с нами живут замечательные поэты и прозаики, наши земляки, что настоящая литература существует, она жива и будет жить всегда.
Бессмертный полк донской литературы. Донские писатели – участники Великой Отечественной войны. Справочник-хронограф. Иллюстрированное литературно-краеведческое издание / Автор-составитель А.А. Попова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Донской издательский дом», 2023. — 212 стр.
В предлагаемом издании содержится информация о писателях, сражавшихся в рядах Красной армии во время Великой Отечественной войны. Почти в полном составе Ростовская писательская организация добровольно ушла на фронт. Сражались писатели практически на всех фронтах, в званиях, начиная от рядового и до полковника. Многие стали литераторами после фронта. А во время войны они были связистами, летчиками, артиллеристами, политруками. Но где бы они ни сражались, в какие переделки ни попадали, они оставались преданными своей Родине солдатами, верными ее сынами. Пером и штыком защищали донские писатели свою страну от врага. Вечная им слава!
Молодость: литературно-художественный сборник.
В данном сборнике представлены рассказы, лирические эскизы, очерки русских писателей, драматургов, поэтов так или иначе связанных с Ростовом.
Спасибо за внимание!