Нужно быть сильными… Рецензия на книгу Александра Пономарева «Чёрная мамба»

Пономарёв А. А. Чёрная мамба. – Санкт Петербург: Центр современной литературы и книги на Васильевском, 2025. – 92 с.

***

В трудное время мы живём. Обычно говорят «в трудное, но интересное». Думаю, что сейчас вторая часть фразы не к месту. Интересно – когда пора созидательная. А сейчас мы пока что разбрасываем камни. Но всё же… всё же.

Проведу параллель с событиями 80-летней давности. Тогда, во время Великой Отечественной войны, был создан Фонд обороны.

Одним из зачинателей этого движения среди писателей стал наш земляк Михаил Александрович Шолохов. Уже в первые дни войны он передал в Фонд Сталинскую премию 1 степени в сумме 100 000 руб., по 50 000 руб. – Сталинская премия II степени – внесли поэты А. Т. Твардовский и В. И. Лебедев-Кумач, а писатель В. В. Вересаев – 300 г золотых изделий. Только в июле-сентябре 1941 года на строительство вооружения для фронта сделали вклады писатели В. П. Ставский (тоже, кстати, наш земляк) — 25 000 рублей; Самед Вургун — 20 000 рублей. В 1942 году на личные средства С. Я. Маршака, В. М. Гусева, Кукрыниксов и С. В. Михалкова был построен и передан РККА танк КВ-1 «Беспощадный». Вообще, по данным Большой советской энциклопедии, на добровольные пожертвования населения было построено более 2,5 тысяч боевых самолётов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок и 16 различных военных катеров.

Наверняка кто-то из нынешних писателей перечисляет свои гонорары на нужды Российской армии. Однако, в наше время, когда за издание книги большинство литераторов наоборот, должны приплачивать, перечислять гонорары и премии в фонд обороны, достаточно проблематично.

Но есть ещё один аспект, о котором с недавнего времени начались дискуссии на страницах электронных и печатных изданий: пришло ли время новейшей «лейтенантской прозы»? Когда мы увидим современных Быковых, Богомоловых, Васильевых, Старшиновых, Друниных? Есть ли уже такие произведения? Пишут о том, что да, есть. Но они, дескать, в большинстве публицистические. А надо бы художку! Однако, много ли в последнее время вы видели художественной литературы в чистом виде, а тем более, о военных операциях? И замечательно, что есть публицистика, есть блоги, дневники, путевые заметки и статьи о конкретных фактах, на основе которых чуть позже и будут создаваться про СВО рассказы, повести, романы. Да, нужно переосмыслить.

Но ведь всё началось еще в 2014 году. Поэтому время обдумать и написать художественные произведения на тему непокоренного Донбасса было. Это произведения З. Прилепина, О. Роя, А. Можаева, А. Шорохова, А. Проханова, В. Можаевой, Г. Рычнева, Ю. Шапошникова и других российских авторов. Наверняка вскоре появятся еще. И наверняка выйдут на литературную арену молодые писатели. Просто сейчас им не до писательства. Им надо Родину защищать.

Поэтому поговорим о том, что нам предлагают издательства сегодня. И передо мной книга липецкого писателя Александра Пономарева. Называется она по рассказу, вошедшему в сборник, – «Чёрная мамба». Всем известно, что мамба – самая опасная в мире змея. А еще это – название штурмового отряда российской армии. Героического отряда, в котором служат в том числе и липецкие казаки.

Почему я взялась писать об этой книге? Просто потому, что наш родной Батюшка Дон течёт также и по липецкой земле. «Что ни казак, то с Дону», говорит пословица. Следовательно, Липецкая земля нам не чужая. И это ясно не только по географическому положению, но и по мыслям, духу художественных произведений липецких авторов. В частности, рассказам Пономарева.

Александру Пономарёву сложно отказать в умении художественно переосмыслить происходящее. Хотя бы потому, что сам он не только талантливый прозаик, но и боевой офицер, прошедший горячие точки. И сейчас, Александр частый гость наших бойцов «за ленточкой» в составе агитбригад и конвоев с гуманитаркой. Своими глазами он видит обстановку на фронте, беседует с бойцами. Истории, которые описаны в этой книге, – это истории художественные, но основанные на реальных событиях и рассказывающие о реальных людях. И мне кажется, сейчас и придумывать-то ничего не нужно. Нужно просто рассказывать, доносить до читателей, которые живут глубоко в тылу и знают обо всём происходящем только по новостным сюжетам, именно таким живым русским словом правду о том, что сейчас происходит на вновь присоединенных территориях.

Я, как человек любящий всё анализировать, систематизировать и проводить какие-то исторические параллели, первый раз пролистав книгу, не поняла автора, разместившего произведения в таком порядке: сначала о событиях, происходящих в настоящее время, а затем – в прошлом. Но позже стало ясно, что автор всё правильно сделал.

Не стану, конечно, подробно всё пересказывать, но поделюсь основными моментами.

Начиная свою книгу рассказами об СВО, автор пытается, по моему мнению, донести до читателя основную мысль о том, что всё происходящее не может пройти мимо нас. Мы все должны быть причастны к этому, должны, понимать, за что гибнут, за что сражаются наши родные, близкие, знакомые. А еще о том, что забыв о прошлом, мы его исподволь возвращаем.

Рассказы «Бедолага», «Лисёнок» повествуют о событиях на передовой. Однако, как они связаны с мирной жизнью! Любовь, забота о близких, бытовые «мелочи» вторгаются во фронтовую повседневность, напоминая о друзьях, родных, оставшихся там, далеко дома.

Первая, открывшая книгу история «Бедолага», о воине, отправившемся на задание по корректировке огня, и застрявшем на своей позиции из-за вражеского дрона, напомнила мне рассказ донского писателя Бориса Изюмского «Змея». И это был тот самый отсыл в прошлое, который я так боялась не найти в книге. Только в рассказе Б. Изюмского был не квадрокоптер, а «мистер Шмидт». Пожилой мобилизованный красноармеец Авдеев служил полковым почтальоном. Он шел с корреспонденцией из одной части в другую. По дороге его начал преследовать мессершмитт, который кружился над ним, пилот давал пулеметные очереди по земле, издевался. Красноармеец упал в ложбинку, чтобы укрыться от вражеского огня, а там уже пряталась степная гадюка. Она свернулась калачиком, видимо, тоже боялась. И тут к Авдееву пришло озарение: «доколе он будет ползать на брюхе по своей земле, вжимать голову в плечи?» Красноармеец взял винтовку и выстрелил в самолет. Мессер вошел в штопор и ухнулся о землю. «Сбил! Видала? Сбил!» – кричал Авдеев единственной свидетельнице боя – степной гадюке.

Рассказ Пономарева по своей структуре и сюжету напоминает повествование 80-летней давности. Таких очень похожих ситуаций было множество и на той войне, и на этой. Главное – посыл, с которым написано произведение, а он у авторов общий: доколе?!

Второй рассказ «Лисенок» начинается мирными фразами: «Олег бродил по лугу и собирал полевые цветы. Солнце палило нещадно, но это ничего. Запахи разнотравья кружили голову, и хотелось просто лечь на спину, закрыть лицо козырьком и лежать, ничего не делая, вдыхать полной грудью ароматы южных трав и цветов…». И события описаны самые что ни на есть будничные, мирные – удаление больного зуба, любовные отношения пациента и врача-стоматолога. Однако, война есть война и она не щадит никого. Прилёт вражеских БПЛА на госпиталь убивает любовь – погибает девушка-стоматолог – «Лисёнок». И эта потеря множит силы героя: «…Не бойся, Лисёнок, это не страшно! Там много своих, они встретят тебя…» А здесь нужно биться с удесятерённой силой. За себя, и за тех, кто уже ТАМ.

Следующий рассказ «Чёрная мамба» – это диалог участников двух войн – афганской и СВО. Им не нужно в разговоре ничего уточнять. Они понимают друг друга с полуслова, хотя и из разных поколений.

Отсыл в рассказах к событиям прошлых лет именно об этом и свидетельствует: невозможно жить настоящим, забывая прошлое. Об этом и рассказ «Мамкина норка». Совершенно случайно Эдик, получивший ранение в бою, и отправленный домой долечиваться после госпиталя, попадает в незнакомую деревню, к чужим людям. И как органично в нашу повседневность вписаны воспоминания старой женщины о периоде фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны, как ярко они передают то, чем, к сожалению, болен мир сегодня. Читатель понимает, что нужно приложить все усилия, чтобы истребить эту «заразу», вырвать с корнем.

Повесть ««Вечерний Отортен» (Перевал Дятлова)» уносит нас в конец 50-х годов прошлого века. Автор предлагает читателю одну из версий трагедии. Сколько уже об этой истории написано, сказано и показано! Однако, интерес к теме не угасает. Слишком таинственно, трагично, страшно и потому – интересно! Но не только поэтому.

Именно из прошлого идут истоки того, что происходит сегодня. Не побоюсь сравнения это как про насекомых, которых не добили. Когда остается хотя бы один таракан или клоп, всё начинается вновь. Вся эта нечисть возрождается опять, даже если одного оставили, пощадили, или каким-то образом это насекомое осталось живым, заползло куда-то в угол, переждало, но при любом удобном случае опять начало пакостить. И здесь мне вспомнилась фраза из стихотворения татарского поэта-воина Мусы Джалиля, погибшего в фашистских застенках в августе 1944 года: «…Что там волки! Ужасней и злей стаи хищных двуногих зверей.»

Рассказ «По следу чёрного волка» напоминает нам о событиях Чеченской войны, о том, что расслабляться нельзя. Несмотря на видимый мир, надо держать «ухо востро». Думаю, не случайно именно этим рассказом оканчивается сборник.

Перевернута последняя страница книги, но стоят перед глазами образы ее героев, смелых воинов, скромных студентов, простых русских людей… Не покидает какое-то чувство сопричастности к их судьбам, как будто есть в повествовании строки обо мне, о моем племяннике, который сейчас несет службу на направлении «Север», о моей бабушке, пережившей оккупацию, о всех тех, с кем приходилось встречаться в многочисленных поездках по необъятной нашей Родине.

Я уверена, что книгу заметят. Она обязательно найдет отклик в сердцах читателей. Особенно – молодых. И хотя название у нее очень грозное, но она – о доброте, сочувствии и соучастии, любви и терпении. О вере в победу добра над злом.

Антонина Попова, член СПР, публицист, ветеран труда,

победитель Международного литературного

конкурса «Серебряный голубь России»,

Российского литературного

конкурса «Ты сердца не жалей, поэт!»,

награждена медалями и нагрудными знаками

«К 100-летию М. Шолохова», «К 100-летию А. Калинина»,

«К 100-летию Р. Гамзатова», «Трудовая доблесть России»,

«За служение русскому слову»,

лауреат премии «Признание2024» в номинации «Прорыв года»,

член Оргкомитета Международной

литературной премии имени А.И. Левитова (г. Липецк).