«Анатолий Софронов – мастер сценария»

Литературный портрет «Анатолий Софронов – мастер сценария».

Уважаемые читатели и посетители нашего блога предлагаем вам совершить литературное путешествие в рамках Единого дня писателя «Ростов.Софронов.111», посвящённое 110-летию со дня рождения писателя, поэта, известного советского драматурга, Героя Социалистического Труда, лауреата государственных премий России и СССР Анатолия Владимировича Софронова.

В данном мероприятии мы познакомим вас с творчеством Анатолия Софронова как писателя драматурга, написавшего более 50 пьес в после военное советское время. Все они принадлежали своему сложному времени. Сегодня мы можем саркастически относится к темам, отраженным в них. Но, хотим мы этого или нет, спектакли, поставленные по его пьесам,  стали своеобразным художественным документом, запечатлевшим советскую эпоху, и вошли в историю отечественного театра.

Дарование Софронова за полвека его творчества проявилось в самых различных жанрах.  Но настоящую славу  принесли песни и драматургическое творчество. Правда, как ни парадоксально, все его пьесы, кроме двух первых, принимались вначале в штыки  и подверглись  критике. А вот спектакли, поставленные  по ним, имели завидно долгую театральную жизнь! Пьеса «В одном городе», с которой он дебютировал,  была удостоена  Госпремии за постановку в театре им. Моссовета.

Драматургию Софронова всегда отличал интригующий сюжет, интересные характеры персонажей, здоровый народный юмор и сочность слова. Создаёт образы как людей умственного труда и партийных работников, так и простых тружеников из казачьих колхозов родных ему Дона и Кубани. Несмотря на излишнюю прямолинейность, лучшие его пьесы отличают яркие характеры и подлинный лиризм.

Двенадцать пьес были поставлены в Ростовском драматическом театре имени Максима Горького: «Московский характер» (1948 г.), «В одном городе»(1950 г.), «Сердце не прощает» (1955 г.), «Миллион за улыбку» (1960 г.), «Берегите живых сыновей» (1963 г.), «Судьба-индейка» (1964 г.), «Эмигранты» (1968 г.), «Наследство» (1971 г.), «Ураган» (1973 г.), «Власть» (1976 г.), «Странный доктор»  (1979  г.), «Любовь моя, Павлина» (1984 г.) и другие. В центральной прессе отмечали даже особую связь театра с драматургом-земляком: «…в этом прослеживается определенная позиция театра, созвучная основной направленности творчества писателя, особое внимание к труженику села, стремление к исследованию его характера».

Необходимо отметить,что спектакль «Странный доктор» стал режиссерским дебютом для народного артиста (тогда) РСФСР М.И. Бушнова, который всю свою творческую деятельность отдал ростовскому драмтеатру имени М. Горького.

Очень большой период времени афишу Ростовского театра музыкальной комедии возглавляла единственная  музыкальная комедия Софронова «Старым казачьим способом». Сам Анатолий Владимирович рассказывал, что написал ее, что называется, в один присест в Цимле. Заметил на этикетке цимлянского игристого вина надпись: «Изготовлено старым казачьим способом» – и, мысленно убрав первое слово, увидел название будущей комедии.
 Интересно, что у актеров было поверье: пьесы Софронова приносят удачу. Возникло оно не на пустом месте: спектакль театра им. Моссовета по дебютной пьесе Софронова «В одном городе» был удостоен Госпремии, Юлия Борисова и Михаил Ульянов получили звание народных артистов СССР благодаря игре в спектакле «Стряпуха», Вера Марецкая и Ростислав Плятт четверть века играли в спектакле по софроновской пьесе «Миллион за улыбку» — всегда при аншлаге.

Сцена из спектакля Театра имени Е. Вахтангова «Стряпуха замужем». Театральное обозрение (1962)

По пьесам Софронова были поставлены фильмы «Сердце не прощает», «Стряпуха», «Расплата», «Летние сны», «Ураган», «Наследство», телеспектакли «Старым казачьим способом», «Операция на сердце», «Миллион за улыбку», С. Заславским написана оперетта «Милый, странный доктор» (1974), Г. Пономаренко – «Старым казачьим способом» (1980).

В нашем литературном путешествии по творчеству Анатолия Софронова как драматурга, мы хотим выделить его пьесу «Стряпуха» и одноимённый художественный фильм снятый режиссёром Эдмондом Кеосаяном. При создании фильма А. Софронов выступил не только как сценарист, но и автором всех песен, звучащих в кинофильме.

В 1965 году  режиссёр Эдмонд Кеосаян экранизировал одноименную пьесу автора. Интересна творческая судьба пьесы. Созданная в 1959 году «Стряпуха», почти сразу после написания была впервые поставлена в театре имени Евгения Вахтангова. Популярность пьесы — только в 1960 году было сыграно 4637 спектаклей на сценах разных советских театров — стала причиной того, что Софронов написал три ее продолжения: «Стряпуха замужем», «Павлина» и «Стряпуха-бабушка», которые также пользовались успехом.

Инна Чурикова  о фильме «Стряпуха» сказала: «Мне кажется, что сейчас картину любят еще больше, чем когда она только вышла. Я считаю, что это фильм из золотого фонда нашей российской кинематографии». Хотя конечно с былой популярностью сложно сравнивать. В 1966 году «Стряпуха» стала одним из лидеров советского проката и вошла в десятку самых посещаемых фильмов.  В чем же секрет популярности фильма? Хочется согласиться с оценкой  Инны Чуриковой: «Я даже удивляюсь, как Кеосаян, который всё-таки по происхождению армянин, снял такой замечательный фильм о русской деревенской жизни. Мне очень нравится там музыка Мокроусова, мне нравится работа оператора. Есть в этом фильме душа…».

Анатолий Софронов, как автор пьесы и сценарист, обращается к деревенской действительности, что обусловило яркость, неповторимость характеров, сочность, образность языка комедии. Зрелищность пьесы  А. Софронова достигается включением в действие песен, романсов, массовых сцен, что обогащает образный строй произведения.

 В своей  комедии«Стряпуха» Кеосаян открыл кинематографическому миру будущих звезд: Светлану Светличную и Владимира Высоцкого.

Фильм «Стряпуха», если верить титрам, считается лирической кинокомедией. С самых первых кадров можно заподозрить, что одним из ключевых персонажей картины будет стряпуха. Иначе, зачем колхозницы, работающие в поле, так яро ее просили? Не понравилось им, как кашеварит дед Слива (Константин Сорокин), требуют они у Трофима Григорьевича (Григорий Михайлов) настоящую стряпуху, чтобы супчик был наваристый, иначе с такой бурдой, которую им подают, никакой работы не получится.
Трофим Григорьевич уезжает, пообещав девчатам, что завтра утром будет им стряпуха. Затем идут начальные титры: цветастые такие, мультипликационные, определенно настраивающие на то, что скоро начнется добрая советская комедия.

В картине снимались как известные тогда киноактеры, так и только начинающие: Георгий Юматов, Зоя Федорова, Сергей Филиппов, Светлана Светличная, Иван Савкин, Людмила Хитяева, Константин Сорокин, Владимир Высоцкий, Инна Чурикова, Владимир Сошальский, Валерий Носик, Григорий Михайлов, Валентина Березуцкая, Людмила Марченко и другие.
Съемки фильма проходили на Кубани и в Адыгее летом 1965 года. Атмосфера легкости, радости и молодости, царившая на съемочной площадке и за ее пределами, явственно ощущается и в кадре, а все актеры вспоминали о времени, проведенном на съемках «Стряпухи», как о празднике.

Съемки фильма не обошлись без интриги.
Вы, наверное, заметили, что в фильме «Стряпуха»  Высоцкий поет чужим голосом. Так как это была его первая «певческая» роль в кино, Высоцкий остался очень недовольным этим фактом. Надо заметить, что и разговаривает Высоцкий не везде своим голосом. «Володя вернулся в Москву и исчез, – рассказывал Э. Кеосаян. – Его гитара открывала любые двери лучше любой отмычки. Я уверяю вас, что любого артиста можно найти в Москве, любого! Володю же найти было невозможно, и пришлось мне озвучивать его другим актёром».

Кто озвучил роль Андрея Пчёлки? До сих пор это загадка. Ни один человек из съёмочной группы не смог ответить на этот вопрос.  В одном из источников было сказано, что сам Эдмонд Кеосаян переозвучил роль Высоцкого.

Эдмонд Кеосаян в фильме «Новые приключения неуловимых»Источник: https://stuki-druki.com/authors/Keosayan-Edmond.php Штуки-дрюки ©

Хочется вспомнить еще такой факт. У Шолохова и Софронова были очень теплые и доверительные отношения.  Когда Софронову исполнилось 50 лет, Шолохов отправил ему шутливое послание: Дорогой друг! Сердечно обнимаю тебя, вместе  с тобой горько печалюсь: теперь тебя, человека шагнувшего за пятьдесят, перестанут любить девушки и на твою долю останутся только дебелые стряпухи, но в нашем положении не гаснет старая солдатская мудрость: держись поближе к повару и будешь сыт. Главное, живи дольше, твори и не падай духом. Твой Михаил Шолохов.

П.И. Маяцкий, М.А. Шолохов, А.В. Софронов.

Тут, конечно же, намек на популярнейший в те годы фильм «Стряпуха», снятый по сценарию Софронова.

Ушли в историю события и персонажи софроновских произведений, и нет уже великой советской державы, которой гордился её народ, но творчество современника той прошедшей эпохи очень ярко, патриотично, талантливо раскрывает историю страны и ее народа. Перелистайте страницы его книг, прочтите его стихи и пьесы, прислушайтесь к песням – и вы поймете, как много сумел сделать в жизни этот художник слова, наш земляк.

В завершение нашего путешествия предлагаем вам ещё раз посмотреть этот замечательный фильм. Проходите по ссылке: https://youtu.be/RLwSgGffn4w

Спасибо за внимание! Знакомьтесь с творчеством нашего земляка.

Информация, размещение на блог Калайдов И.В.