«Слабость сильных — это откровенье…»

Вечер-портрет
«Слабость сильных — это откровенье…»

Посвящается памяти
поэта Бориса Поплавского.

Автопортрет Бориса Поплавского

В 1987 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1 марта Международным днем борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Сегодня наркомания поразила все страны мира. Проблема наркомании является из наиболее актуальных как для здравоохранения, так и для общества в целом. Но, в первую очередь, это проблема Личности – это болезнь и ее  распад, ее превращение в трагедию человеческого духа.

* * *

Мальчик смотрит. Белый пароходик
Уплывает вдаль по горизонту.
Несмотря на ясную погоду
Раскрывает дыма черный зонтик.

Мальчик думает:»А я остался!
Снова не увижу дальних стран,
Ах, зачем меня не догадался
Взять с собою в море капитан?»

Мальчик плачет, солнце смотрит с выси.
И прекрасно видимо ему,
Как на тот корабль седые крысы
Принесли из Африки чуму…

Вот уснут матросы в синем море,
Смолкнет пар в коробочке стальной
И столкнется пароходик в море
С ледяною синею стеной.

А на пашне размышляет Ангел,
Он стоит на самом видном месте
Знает он, что капитан Изангрий
Не вернется никогда к невесте.

Что уснет погибший пароходик,
Где по дну цветы несет река,
И моя душа, смеясь, уходит
По песку в костюме моряка.

Многим известна эта песня в исполнении А. Вертинского, но мало кто знает, кто написал эти стихи… и печальную судьбу их автора , который боролся с недугом наркомании и умер и погиб в своей борьбе.

Одними из главных причин, приводящих к наркомании, являются: недостаток любви и внимания со стороны близких людей, глупое любопытство или эксперимент над своим сознанием (этой мотивацией обычно пользуется интеллектуальная молодежь, довольно образованные, изучают специфическую, психоделическую литературу и музыку). И именно о причине мы поговорим сегодня в нашем вечере.
Феномен наркомана интеллектуала писателя в русской литературе представлен не так сильно, как скажем Американской, можно говорит о Данииле Хармсе, о Михаиле Булгакове. Но я бы хотел поведать вам историю о непризнанном, рано ушедшем из жизни поэте Борисе Юлиановиче Поплавском в судьбе, которого эта болезнь сыграла роковую роль.

Иммигрант, живший в Париже и одновременно общавшийся с русской интеллигенцией: Мережковскими, Ходасевичем, Георгием Ивановым, Зданевичем, Газдановым, но и «парижским низами».
Талант поэта отмечали многие его собратья по перу, но для родины путь был закрыт, от чего он страдал всю свою недолгую жизнь. Русские литераторы отмечали, что Борис Поплавский — это уникальное явление, возможно, единственный русский сюрреалист, поэт, соединивший традиции русского символизма (в частности выше всех он ценил Александра Блока и Андрея Белого) и французского экспериментального авангарда, влияние Элюара, Аполлинера, со многими он был знаком лично, но самое главное влияния на него оказал Артюр Рембо.
Ведя нищий образ жизни, бездомный, бедный, но свободный Поплавский издавался в эмигрантском поэтическом журнале «Числа», туда попадали в основном из первого полноценного сборника стихов «Флаги»,  наследие его включает в основном неопубликованное книги стихов такие как» Дирижабль неизвестного направления», » Автоматические стихи», также он написал прозаическую дилогию» Аполлон Безобразов» и «Домой с небес», хотя замыслил трилогию, не успел и дневники, которые поражают откровенностью. Полное собрание сочинений вышло только в 90 годах 20ого века.

Рисунок Б.П.

Поплавский был полупрофессиональным боксером и, имея хорошую физическую форму, любил подраться и похулиганить – влияние Маяковского, которого в юности он увидел в Берлине и написал его портрет, изначально он, вообще, хотел стать художником. Он жил улицей с ее суровыми законами, но внутри в уединении он был совсем другим. Он не желал работать и мирился с почти юродивой бедность, даже гордился ею, он писал об этом в дневниках, «не могу заниматься скучной и бессодержательной работой». Его работа была в библиотеке, он все время читал и читал. Какие-то гроши получал по пособие по безработице. В течении жизни он холодел к искусству, его увлекла философия и Богословие, Поплавский был православным христианином, в одном фрагменте дневника он описывает исповедь, где признается в своей наркотической зависимости от кокаина батюшке. Он раскаивался и вел эту борьбу почти всю свою жизнь, постоянно молился, терпел мучения ломки, описывал их в дневнике, но возвращался к игле. Именно с эксперимента началась эта война, именно богемная авангардистская среда художников «нового», а после сомнительные ночные личности и криминальные «друзья» привели к печальному исходу его жизнь. В 32 года он пытавшийся устроиться на работу профессора философии встретил старого знакомого который предложил ему наркотик, этот человек хотел покончить с собой, но боялся, ему был нужен попутчик в мир иной, он все сделал так, что Борис и не понял. Исход — двое погибших от передозировке героина – эта версия не придумана здесь и сейчас, так говорили ещё в то время его друзья, ведь к тому периоду Поплавский истинно хотел жить; декадентское, мрачное мироощущение осталось в прошлом, как и его стихи, он уже не писал в стихах, он писал прозу и вел постоянную религиозную жизнь. Но пути Господни неисповедимы. Сейчас его называют Орфеем или царевичем русского Монпарнаса, изучают в университетах и пишут по нему работы литературоведы уровня Бердяева. Но сколько бы он ещё мог написать удивительного и поразительного. Сколько прожить. Может, даже обрести свое стоическое счастье,а может и не стоическое, просто бытие в Боге, к которому он, так часто взывал в своих стихах.

* * *

Холодное, румяное от сна,
Лицо зари склонилось над землею.
Ты снова здесь, весна моя, весна,
В рассветной тишине одна со мною.

В пустом лесу чуть слышный гам возник,
Там мертвый лист живую землю греет,
И отражает сумрачный родник
Свет облака, что над березой реет.

Хрустальными ресницами блестит
Роса высот на буераке мшистом.
И сердце ждет, оно давно не спит,
Чтоб встретить яркий свет на ветвях чистых.

Как за ночь успокоилась вода,
И далеко слыхать, как рыба плещет.
Идут круги и тают без следа.
Все ближе жизнь, все ярче небо блещет.

Весенний лес вдруг вспыхнул солнцем весь
Согретый лучезарною рекою.
Внезапно с солнцем встретившись, как здесь
Мы встретились с Тобою и покоем.

Смотрю на мир, где новые века
Вступают в жизнь, о небе забывая.
Весна красавица пришла издалека,
И мир пустой недвижно озирает.

Еще вдали не тают небеса,
Свинцовые, над мокрым черноземом,
В овраге птиц не слышны голоса
И грязный снег лежит в лесу зеленом.

Лишь слабый гром чуть слышно ворожит,
В сияньи туч, тяжелой влагой полных.
Ты, кажется, душа собралась жить,
И смотришь, родину стараясь вспомнить.

Под тяжкими ресницами глаза
Устремлены в предел знакомой боли,
Где вдалеке обречена гроза
Блеснуть и шумно вылиться над полем.

Все радостней, все крепче мир любя,
Смеясь и узы грусти разрывая,
Я здесь живу, я встретил здесь Тебя,
Я шум дождя Тобою называю.

1934

Демон наркомании ежедневно уносит жизни молодых, да и не молодых людей, делает нашу земную жизнь для них адом на земле. Сейчас не начало 20 века и существуют клиники, существует наука. Но все психиатры и наркологи говорят, что самое главный первый отказ от наркотика, первое нет и последнее. Но если все же человек попался в паутину наркозависимости никогда нельзя ставить на нем крест и отказываться от него.

Рисунок Б.П.

Существует много церковных организаций, которые помогают излечится таким людям и есть примеры исцеления. В нашем обществе сейчас слишком много безразличия и алчности. Но, в целом, все равно ситуация с наркоманией медленно, но улучшается. Есть и хорошие люди. Которые помогают. Которые видят в наркоманах больных людей и личностей, имеющих волю и за свой выбор жизни без наркотиков готовы вытерпеть невыносимые страдания и ужасы в своей душе.

Спасибо за внимание!

Подготовка материала мер-я: библиотекарь Лунёв Ю.В.; размещение на блог Калайдов И.В.