Библиоглобус «Абстракция жизни»

Интерес к внутреннему миру человека, зависимость духовной жизни от внешних обстоятельств  всегда интересовали людей творческих профессий. Формы проявления этого интереса выливаются в неоднозначные художественные произведения, которые продолжают волновать ценителей искусства. 25 октября сотрудники Библиотеки имени А.В. Калинина предлагает вашему вниманию Библиоглобус «Абстракция жизни», посвященный 140-летию со дня рождения Пабло Пикассо.

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в городе Малага, анадалузской провинции Испании. Пабло рано проявил талант к рисованию. Уже с 7 лет он учился у своего отца технике рисования, который  тоже был художником. В возрасте 13 лет Пабло Пикассо  переезжает в Барселону и поступает в Академию художеств. Он поразил комиссию своим мастерством и был принят в Академию несмотря на свой юный возраст. Отец Пикассо совместно с его дядей решили послать Пабло в считавшуюся на тот момент самой передовой Школой искусств во всей Испании. В 1897 году в возрасте 16 лет  художник поступает в Мадридскую академию «Сан Фернандо». Пабло был захвачен изучением работ впечатливших его тогда художников — Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, и в особенности Эль Греко.

Во время обучения в Мадриде Пикассо впервые поехал в Париж — признанную тогда европейскую столицу искусств. Там он знакомился с живописью великих мастеров: Делакруа, Тулуз-Лотрека, Ван-Гога, Гогена и многих других. Также он увлекался искусством финикийцев и египтян, готической скульптурой, японской гравюрой. Пабло интересовало абсолютно все. Он вновь посещал в Париж в 1901 и в 1902 году и уже окончательно перебрался туда к 1904 году. В феврале 1901 г. в Мадриде Пикассо узнаёт  о смерти своего близкого друга Карлоса Касагемаса. 5 мая 1901 г. художник второй раз в своей жизни приехал в Париж, где все напоминало о Касагемасе, с которым он совсем недавно открывал для себя французскую столицу. Пабло поселился в комнате, где провел свои последние дни Карлос,  общался с тем же, что и он, кругом людей. Позже Пикассо говорил: «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв». Началом собственно «голубого периода» считается созданный в том же 1901 году  «Портрет Хайме Сабартеса». Сам Сабартес сказал об этой работе: «Разглядывая себя самого на полотне, я понял, что именно вдохновило моего друга, — это был весь спектр моего одиночества, увиденный извне». Хайме Сабартес –  каталонский художник, галерист, журналист.

В январе 1902 г. он вернется в Испанию,  но не сможет остаться — слишком уж тесен для него испанский круг, слишком манит его Париж, снова отправится во Францию и проведет там несколько отчаянно тяжелых месяцев. Работы не продавались, жилось очень тяжело. Ему пришлось вновь вернуться в Барселону и последний раз задержаться в нём на целых 15 месяцев. Здесь созданы такие шедевры «голубого периода», как «Свидание (Две сестры)», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком» и другие. Следующий — «розовый период» в творчестве Пикассо был относительно недолгим (с осени 1904 г. до конца 1906 г.)

Однако большее количество картин отмечено светлым колоритом, появлением жемчужно-серых, охристых и розово-красных тонов; появляются и становятся доминирующими новые темы – актеры, акробаты, атлеты. Цирк Медрано, располагавшийся у подножия Монмартрского холма,  также давал массу материала для подобных работ. В «кубическом» периоде Пикассо выделяют несколько этапов. Пикассо увлекается творчеством Поля Сезанна  («Сезанновский» кубизм).  Следующий период творчества Пикассо — аналитический кубизм. Перед вами образец работ  этого периода  портрет Канвейлера. Даниэль-Генри Канвейлер (25 июня 1884 – 11 января 1979)-немецкий коллекционер произведений искусства, один из самых известных французских арт-дилеров XX века. В  последующем далее  направлении синтетического кубизма Пикассо пишет картины  «Бутылка перно», «Скрипка и гитара» и другие. Весной 1917 года поэт Жан Кокто, сотрудничавший с Сергеем Дягилевым, предложил Пикассо сделать эскизы костюмов и декорации к будущему балету. Художник отправился работать в Рим, где влюбился в одну из танцовщиц Дягилевской труппы — Ольгу Хохлову. Они поженились в 1918 году, а в 1921-м у них родился сын Поль. Сергей Дягилев  — русский театральный и художественный деятель, один из основателей группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр. Сыграл одну из решающих ролей в популяризации русского искусства в Европе и мире на рубеже XIX-XX веков, «открыл» многих талантливых артистов балета, композиторов и художников. В это время его полотна очень далеки от кубизма; на них: ясные и понятные формы, светлые тона, правильные лица. Самые  выразительные картины этих лет — «Портрет Ольги в кресле« и «Детский портрет Поля Пикассо».

Предлагаем вашему вниманию игровую программу «Пикассо по частям».

В 1925 году Пикассо написал картину «Танец». Агрессивная, болезненная, с деформированными фигурами, она отражает тяжелый период в семейной жизни художника и одновременно провозглашает новый перелом в его творчестве. Летом 1923 года художник приобрел квартиру этажом выше и стал вести еще более независимую жизнь, чем обычно. Никому из прислуги не разрешалось туда входить, и даже Ольге нужно было попросить разрешения, чтобы нанести визит мужу. Пикассо стал редко бывать дома и снова начал ходить в бордели. Начиная с 1930-х годов ,в творчестве Пикассо появляется такая ключевая для него тема и образ как бык, Минотавр. Художник создает целый ряд работ с этим персонажем («Минотавромахия», 1935). При этом миф о Минотавре Пикассо трактует по-своему. Для Пикассо бык, Минотавр — это разрушительные силы, война и смерть. Апогеем развития этой темы стала знаменитая антивоенная  картина «Генрика»… В позднем творчестве художник часто обращается к женскому портрету (портреты Жаклин Рок). Жаклин остается последней и верной женщиной Пикассо и ухаживает за ним, уже больным, ослепшим и плохо слышащим, до самой его смерти. Их брак продлился 11 лет, вплоть до смерти Пикассо, который создал более 400 её портретов, больше, чем любой из других своих возлюбленных. Он оставил после себя более 80 тысяч работ (по другим сведениям около 20 тысяч).  Умер Пикассо 8 апреля 1973 в возрасте 92 лет, мультимиллионером, в городе Мужене во Франции и похоронен около принадлежавшего ему замка Вовенарг. О смерти сам Пикассо говорил так: «Я все время думаю о Смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня». Еще при жизни художника, в 1970 году был открыт Музей Пикассо в Барселоне (картины для этого музея передал сам Пикассо), а в 1985 усилиями наследников художника  уже был создан Музей Пикассо в Париже, насчитывающий более 200 картин, более 150 скульптур и несколько тысяч рисунков, коллажей, документов.  И потомство от трёх возлюбленных муз было довольно многочисленно. Палома Пикассо – любимица художника  родилась 19 апреля 1949 года во Франции,  его дочь от  писательницы Франсуазы Жило. Имя «Палома» в переводе с испанского означает «голубка». Детство девочки проходило в необычной обстановке, её постоянно окружали художники и творческие люди, что оказало значительное влияние на формирование жизненного пути будущего известного  модельера.

В продолжение мероприятия предлагаем посмотреть видеоролик   «Пабло Пикассо — самый популярный, дорогой и скандальный художник».  

спасибо за внимание»

Мероприятие подготовлено Поповой А.А., зав. филиалом.