Литературное путешествие по произведениям Г.Ф. Шолохова-Синявского ч.2

Сборник рассказов Г.Ф. Шолохова-Синявского «Камень у моря»

Георгий Шолохов-Синявский, ступив на литературную стезю, сразу оказался в обойме талантливых авторов, родоначальников новой донской прозы. Среди них – Александр Фадеев, Владимир Ставский, Александр Бусыгин… Получив поддержку товарищей, определившись с героем и темой, молодой литератор с воодушевлением взялся за перо. Его наблюдательность, пытливый ум, житейский опыт и, конечно, талант позволили в первые же годы создать произведения, положившие начало успешному многолетнему писательскому пути.

В 1932 году у молодого литератора вышла первая авторская книга. Это было тоненькое, состоящее из двух рассказов «Омут» и «В камышах», издание. Спустя два года был выпущен сборник «Камень у моря» (1934), в который вошли, кроме выше названных, рассказы «Обида» и «Камень у моря».

Произведения сборника объединены общей темой – адаптация рыбаков к условиям жизни и работы при Советской власти. Новая власть начала создавать рыболовецкие артели, которые давали возможность честно работать и зарабатывать на жизнь. Но у некоторых рыбаков желание браконьерствовать, похоже, в крови. Они никак не могут осознать, что теперь воруют рыбу у самих себя.

Будущий писатель провёл детство в х. Синявском. Описанные в рассказах события происходили у него на глазах с его соседями. Именно поэтому в произведениях чувствуется переживания автора за судьбы односельчан. Степан Маракулин сдал милиции своего подельника Сеньку и тем самым «отсёк сразу» всякое желание и возможность «крутийствовать» (рассказ «В камышах»). Данила Мокров решил сдать свои сети в артель. Однако ему не суждено было осуществить задуманное, так как под покровом ночи бывший прасол Куликов разрезал их на кусочки (рассказ «Обида»). Архип Низовцев утаил добротную сеть от артели. «Пускай чехонная отлёживается, а для колхоза и старая снастишка сгодится в самый раз. Да и то подумать – вдруг разбежится артель, в суматохе справы своей не вернёшь, а тут начнётся лов, и собственная снасть как раз подоспеет к делу» (рассказ «Омут»). У всех перечисленных героев есть выбор: продолжать незаконную ловлю или идти в колхоз; смириться с новыми порядками, честно жить, или вредить, затаив злобу и обиду на весь мир; с открытой душой идти в артель со своими снастями или припрятать добротную сеть до «лучших времён», когда колхоз развалится и всё станет по-прежнему.

В рассказе «Камень у моря» главная проблема – необходимость отказаться от прошлого, какими бы тёплыми не были о нём воспоминания. Начинать новую жизнь надо в новом доме с прочными стенами, которые укрепляют уверенность в завтрашнем дне.

Писатель ставит перед выбором не только своих героев, но и читателей.

Современное звучание рассказам придают затронутые в них проблемы: семейные ценности, поиск человеком места в жизни, честность, прежде всего, перед самим собой.

Роман «Суровая путина»

Произведение было написано в период с 1931 по 1936 годы. В центре внимания романа хорошо знакомые писателю места и люди: Дон, Азовское море, рыбаки-крутии, казаки… Сословное неравенство, отчаянная борьба сельских жителей за место под солнцем, несправедливость, когда «за рыбину несчастную под пули себя подставляли».

В романе описана жизнь хуторян нижнего Дона. «Пришлые» зарабатывают на хлеб рыбной ловлей. Но поскольку основная часть водоёмов под охраной – «заповедная зона» – и ловить рыбу простым смертным там запрещено, а в разрешённых местах лов плохой, то рыбакам волей-неволей приходится браконьерствовать – «крутить». От сюда и все трагедии. Пихрецы стреляют в рыбаков-крутиев, убивают, делают калеками, пробуждают в них ненависть к властям, к прасолам, скупающим за бесценок рыбу и наживающихся на тяжком труде рыбаков. Действие романа происходит накануне первой мировой войны и последовавших революционных событий. Надежда хуторян на избавление от кабалы, несправедливости и на этом фоне сплочение казаков и пришлых, их совместная борьба за свои права становятся основой повествования.

Роман начинается с рассказа о старшем поколении рыбаков-иногородцев, наивных, борющихся с морскими стихиями, с охраной заповедных вод, с пренебрежительным отношением казаков… Это Егор Карнаухов, Панфил Шкоркин, Илья Спиридонов, Семён Аристархов. У них одни радости и беды, интересы и устремления, но у каждого из них своя судьба, порой трагическая.

Главный герой повествования – Анисим Карнаухов, предстающий перед читателем в процессе формирования его характера. Писатель внимательно и детально прослеживает этапы взросления Аниськи, освобождения его от наивно-иллюзорных представлений о жизни, людях. Через личность и судьбу молодого Карнаухова автор сумел передать глубокие общественно-социальные перемены в русской жизни, определив исторические и психологические закономерности в судьбе общества, народа и отдельной человеческой личности.

Читая роман, можно проследить исторические параллели с сегодняшним днём. Как и сто лет назад общество расколото на богатых и бедных. Так же работают «оптовики», скупающие у производителей сельхозпродукцию за копейки для перепродажи. Так же орудуют в заповедных водах браконьеры. Что изменилось? Да практически ничего. За исключением небольшой детали. Если век назад «крутьки» занимались браконьерством чтобы действительно выжить, то в наше время это нельзя объяснить подобной необходимостью. Сейчас – это реально прибыльный бизнес, наносящий огромный ущерб природе.

Поэтому роман актуален в наши дни. Он заставляет задуматься о любви к родному краю, сохранению его богатств для следующих поколений, о справедливости к живущим рядом людям, уважении к их труду.

Повесть «Три брата»

В 1935 году писатель задумал новую повесть о рыбаках, о зарождении первых рыболовецких колхозов, о столкновении личных и общественных интересов. В период написания этой книги писатель ездил по прибрежным хуторам, выходил с рыбаками в море, слушал рассказы об их нелёгком труде. Прототипами героев – братьев Кудимовых – стала реальная семья Яцуновых, потомки которой по сей день живут в хуторе Синявском. Повесть была издана в Москве в 1941 году под названием «Семья Кудимовых». Но до читателя книга не дошла – началась Великая Отечественная война. Уходя на фронт, писатель взял с собой новую книгу и в минуты затишья читал её бойцам.

Только в 1961 году повесть вышла в Ростовском книжном издательстве под названием «Три брата», тем самым Г. Ф. Шолохов-Синявский завершил эпохальный рассказ о судьбе потомков азовских рыбаков.

Писатель не отступает от основной темы своих произведений – место молодого человека в жизни.

Живут под одной крышей родные братья, но при этом – абсолютно разные люди. И обликом, и характером, и отношением к жизни, к людям. Живут обособленно, словно чужие.

Старший – Никодим – «молчаливый и угрюмый, с чёрными глазами, настороженно поблескивающими из-под ржавых, выгоревших на солнце бровей, и бурой клочковатой бородой».

Средний – Максим – «медлительный большеголовый увалень».

Младший – Петро – «черночубый, смуглый, похожий на мать».

Все трое – работящие, уважающие родителей. Казалось бы, что делить? Вроде бы все заботятся о достатке в доме, о сытом куске хлеба. Но каждый делает это по-своему. Старший – обманывая в зарплате своих напарников, рыбача в запретных водах, тем самым увеличивая свои накопления; средний – старается поменьше поработать, но побольше поесть; младший, став коммунистом, уговаривает всю семью вступить в колхоз, отдать нажитое в общий котёл… Что их может примирить? Есть ли такая сила на свете, если даже увещевания родителей не действуют на них? Как будут разворачиваться события? Как распорядится судьба их враждой?

В любом художественном произведении есть «ключ» к теме, зашифрованная разгадка всего написанного. На мой взгляд ключом к повести является цитата, сотканная из метафор, ярких образов: «…Весенние азовские штормы полны бешеной ярости и силы. Мелководному морю словно тесно становится в берегах; ярится оно частыми пенистыми волнами, и волны эти не менее страшны, чем черноморские величественные валы: много рыбачьих дубов, байд и лёгких каюков потопили они, разбив в щепки о голые, неприветливые обрывы, немало рыбачьих жизней похоронило море на илистом, неровном дне своём.

Различными терпкими запахами дышит Азовское море в весенний шторм. Это запахи неведомых мутных глубин, многолетних водорослей, оседающих у обмелевших восточных берегов, рыбьей падали и полынной горечи необъятных приазовских степей…»

Почему именно эта слова показались мне шифром к повести? Думаю, читатель поймёт, прочитав повесть.


Подготовила и разместила на блог Кашлева Ю. Ю., библиотекарь 1 категории.