Литературное путешествие по произведениям Г.Ф. Шолохова-Синявского ч.4

«Змей Горыныч». Сборник рассказов о Великой Отечественной войне

Спустя двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны, перерабатывая рассказы для журнала «Советский воин», Г. Шолохов-Синявский писал: «…Даже в самые трудные месяцы Великой Отечественной войны нашим воинам был присущ оптимизм и вера в торжество жизни, в победу. Я это наблюдал своими глазами, пережил сам. Хотел бы, чтобы налёт мрачной обречённости, жертвенности и отчаяния, которая лежит на некоторых произведениях о войне последних лет и расхолаживает души нашей молодежи, был развеян. Ведь героизму, мужеству, подвигу нашего народа чужды отчаяние и обречённость».

Хотелось бы обратить внимание читателя на основные принципы повествования, которые, держат текстовую основу, делая её актуальной. Это – историческая правда, психология солдата, защищающего Родину, педагогическая значимость произведений в воспитании у молодёжи чувств патриотизма, любви к родному краю, уважения к подвигу дедов, значимости духовной веры в становлении личности.

Документальность рассказов Георгия Филипповича умело сочетается с лиризмом исповеди, а историзм – с социальной проповедью. Попадая в гущу исторических событий на конкретной, небольшой территории, люди ведут себя по-разному, воспринимая происходящее каждый по-своему, в силу воспитания, жизненного опыта, статуса.

В сборник «Змей Горыныч» вошли рассказы, написанные в годы войны и в дальнейшем отредактированные автором. Рассказ «Накануне», написанный в сентябре 1941 года, был опубликован в Ростове-на-Дону в 1944 году. Он повествует о том, как встретили рыбаки его родного села Синявского первый день Великой Отечественной войны.

Рассказ «Змей Горыныч», давший название книге, повествует о матери, потерявшей маленького сына во время бомбёжки. Фашистские самолёты, прилетавшие бомбить мирные сёла, ассоциировались у людей со сказочным Змеем, отнимавшим у сельчан детей.

Особо хочется остановиться на рассказе «Смолин», в котором Шолохов-Синявский сумел отобразить всю сущность побед и поражений, показать, что на фронте важен каждый боец и каждый солдатский поступок. «…Война — это не только кровь и смерть, ливень раскалённого металла, удушливый чад взрывчатки, перехватывающий пересохшее от жажды горло. Война — это труд, тяжёлый, многодневный и часто напрасный…» – пишет автор. Главный герой рассказа – солдат Смолин, пожилой, исполнительный, очень спокойный в бою… До войны он заведовал овцефермой в одном из донских колхозов. И именно это спокойствие, трудолюбие и щепетильность помогают ему и его однополчанам выжить в бою, при обстрелах.

Георгий Филиппович умудряется вести разговор с читателем обо всем, что составляет смысл жизни, заострить внимание на, казалось бы, совсем неинтересных мелочах, привлечь самобытностью и свежестью изобразительных средств, лирическими раздумьями о пережитом.

Роман «Беспокойный возраст»

«…Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей…» Догадайтесь, когда написаны эти слова? Вчера, год назад или десятилетие? Нет! Это сказал Сократ в V веке до нашей эры! Но как актуально! Идут годы, проходят десятилетия, века, а проблема отцов и детей остаётся. Думаю, слова древнегреческого философа никогда не утратят своей злободневности.

Не оставлял тему поиска молодым человеком своего места в жизни и замечательный донской писатель Георгий Филиппович Шолохов-Синявский. Она была ключевой в его творчестве. И с каждым следующим произведением приобретала новое звучание.

Молодой человек должен не только найти свою профессию. Ему следует стать хорошим человеком. А это – гораздо труднее. Всё дело – во внутреннем стержне. Есть он или нет? Каков он? Из стали или – тоненький прутик, который может сломаться от самой простой житейской невзгоды, который могут переломить страх, малодушие, предательство, меркантильность?

Казалось бы, поколение детей войны, пережившее оккупацию, бомбёжки, голод, холод, скитание по эвакопунктам, потерю близких должно быть каким-то особенным. Им повезло выжить, увидеть Победу. Своими руками восстанавливать разрушенное, строить новые города. Но все они разные. Некоторые успели почувствовать вкус «лёгких» денег, понять, что можно не работать и при этом прекрасно жить. Для этих молодых людей понятия нравственности, гражданского долга – пустые слова. Многих такое прожигание жизни манит. Как не поддаться искушению, как стать настоящим человеком, как сделать так, чтобы тебя поняли, поверили и оценили. Об этом роман «Беспокойный возраст» (1953-1958).

В центре повествования — четверо друзей, молодых инженеров-строителей, стоящих на пороге самостоятельной жизни после окончания института. Автор показывает, что подлинная зрелость приходит не с получением диплома, а в непосредственном познании жизни, в практике трудовых будней.

У главного героя романа – Максима Страхова – стержень есть. Именно эта внутренняя сила помогла ему стать настоящим человеком, в отличие от его бывших приятелей, которых жизнь ничему не научила, которые за спинами своих родителей готовы безбедно прожить жизнь. Но не тут-то было…

И как не вспомнить слова ещё одного гениального писателя Иоганна Вольфганга фон Гёте: «Хотя мир в целом двигается вперёд, молодёжи приходится всякий раз начинать сначала.»

Укротители Сухой юлы

Конец 1940-х годов – очень насыщенный период жизни писателя Г. Ф. Шолохова-Синявского. В работе у Георгия Филипповича несколько масштабных произведений, служба в редакциях газет и журналов, представительство в Комитете защиты мира, руководство Ростовской писательской организацией…

Страна, вышедшая победительницей в схватке с фашизмом, была истощена войной. Плодородные земли Юга России три года были оккупированы. Заводы и фабрики разрушены. Хутора и станицы сожжены, жители угнаны в Германию, расстреляны, эвакуированы. Но несмотря ни на что страну нужно было срочно обеспечить хлебом, мясом, молоком.

Ростовская область – зона рискованного земледелия. Нехватка воды, постоянные бури, солончаки, пески всегда держали сельчан в напряжении. Словосочетание «битва за урожай» для донского края не пустые слова.

Об этом повесть «Сухая юла» (1946-1949). Её герои – ветераны, прошедшие фронтовыми дорогами и молодёжь, на себе испытавшая невзгоды военной поры.

Перед сельчанами стоит задача не только приумножить урожаи на колхозных полях, но и покорить целинные земли, заставить их приносить пользу. Именно этим и заняты герои повествования.

Поле, названное Сухая юла, считается прóклятым. Степные суховеи иссушают землю, превращая её в солончаки. Пыльные бури уносят плодородный слой, засыпая хилые всходы песком. Влага не держится в скудной почве.

Молодой агроном Дмитрий Болотов, вернувшись в родной колхоз после окончания института, верит, что Сухая юла станет плодородной, сможет давать хорошие урожаи.

Но Болотову предстоит убедить в своей правоте землеробов, доказать председателю колхоза, главному агроному, что поле можно изменить.

Работа на Сухой юле превращается в настоящую борьбу со стихиями. Огонь, Вода, Ветер против Человека, его знаний, силы, настойчивости.

Как и в других произведениях Шолохова-Синявского в повести особую роль играет природа. Она – не просто фон для действий главных героев. Она – сама герой произведения. Именно с ней борются Митя Болотов и его невеста Надя Пивнева. Именно от её не может уехать тракторист-баламут Савка Щелкунцов. Природа сплачивает колхозников, заставляет позабыть разногласия. Она в конце концов покоряется упорству людей.

Читая произведения Шолохова-Синявского, не перестаёшь удивляться разностороннему кругозору автора. О чём бы он не писал – о строителях водохранилища, о покорителях целинных земель, железнодорожниках или военных, всё написано с глубоким знанием предмета. Это подкупает, заставляет верить автору и его героям.


Подготовила и разместила на блог Дергачева А.С., зав. сектором