Литературное путешествие по произведениям Г.Ф. Шолохова-Синявского ч.5

«Под знаком вечности…»

Моя прабабка проводила на фронт в 1941 году двух сыновей и трёх дочерей. Один пропал без вести в Прибалтике, двое вернулись инвалидами. Ещё одну дочь угнали в Германию в арбайтслагерь.

Я помню остовы разрушенных фашистами домов в переулке Крепостном. Это была середина 1960-х. Каждый раз, проходя мимо этих руин, я смотрела на них со страхом. Мы ходили с бабушкой на Пушкинскую ухаживать за могилками красноармейцев, погибших в боях за Ростов. Мне было тогда всего четыре года, и я не понимала всего пережитого моими близкими в оккупированном городе, но шевелящийся внутри меня ужас помню до сих пор.

Может быть поэтому, такие произведения, как повесть Виталия Сёмина «Ласточка-звёздочка» и неоконченный роман Георгия Шолохова-Синявского «Упрямое поколение» воспринимаются с особой теплотой.

Работу над романом «Упрямое поколение» Шолохов-Синявский начинает 1966 году. Писатель снова возвращается теме воспитания молодежи. Но это совсем другая молодёжь. Она прошла дорогами войны. Успела понюхать пороху. Слишком рано стала взрослеть. Очерствела за эти годы, разучилась слушаться родителей. Ведь отцы были на фронте, а для матерей сыновья становились опорой.

Снова затрагивая тему поиска молодыми людьми места в жизни, писатель понимает, что главная задача старшего поколения – отогреть очерствевшие за войну сердца детей, направить их по жизни, сделать их, как говорил главный герой романа «нужными государству».

Сюжет произведения – восстановление разрушенного войной Ростова-на-Дону. Город попал в десятку наиболее пострадавших во время Великой Отечественной войны. Красноармейцы, возвращавшиеся с фронта, заставали свои семьи в плачевном состоянии – нет нормального жилья, одежды, еды…

Мечтавшие отдохнуть в мирное время люди, понимали, что это – нереально. Предстояла огромная работа по восстановлению жилья, заводов, фабрик, школ, детских садов…

В главных героях – Крапивиных – можно узнать семью писателя. В повествование писатель вложил тревогу за судьбы сыновей, любовь к Ростову, передал читателю свои чувства к ставшему родным, но практически стёртому с лица земли городу. Автор с точностью описывает улочки, быт, трудности восстановления разрушенного войной Ростова-на-Дону.

«Sub specie aeternitatis» – говорит Олегу Крапивину старый преподаватель. С точки зрения вечности необходимо построить новый город, который будет красивее, комфортнее прежнего…

Жаль, что читателю не удастся узнать, что было дальше.

Писатель ушёл из жизни 1 мая 1967 года, не успев закончить роман.

Не потерять былого. Трилогия «Горький мёд»

Долгие годы издания не было ни в библиотеках, ни в книжных магазинах. Поэтому для многих это – новая книга, и читается она по-новому.

Тем более что талант писателя позволяет преломить события вековой давности, к нам, современным. Преодолев притяжение пространства своего времени, «Горький мёд» стал культурным знаком и обрёл новую жизнь.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание читателя на основные аспекты повествования, на «трёх китов», которые, держат текстовую основу, делая её актуальной. Это – историзм, психологизм, педагогичность. Лично пережитое писателем поднимается в этом произведении до больших художественных обобщений.

Документальность рассказа умело сочетается с лиризмом исповеди, а историзм – с социальной проповедью. Шолохов-Синявский на примере конкретного места (село Синявское) и реальных персонажей (Егор, отец, сельчане) показал быт небольшого населённого пункта со всеми ежедневными проблемами, взаимоотношениями на фоне развития больших исторических событий.

Под пером Шолохова-Синявского всё приобретает художественную объёмность и остроту, не превращая повествование в сухую хронику.

Автор использует в тексте диалектизмы, отчего повествование играет всеми красками донской степи. Это не случайно услышанные городским жителем слова, а точное отражение родной писателю донской речи, образные поэтические средства.

Лиризм трилогии очевиден в описаниях природы. У Шолохова-Синявского природа – живой участник событий, пейзажные зарисовки в тексте – действующие лица, иногда – главные.

В повести раскрыто влияние отца на ребёнка, ответственность родителей за воспитание детей, отец учит мальчика труду, вместе с ним он познаёт окружающую природу, узнаёт о жизни пчёл, птиц, о пользе и вреде степных трав. Именно отец дал толчок к творчеству, научил любить книгу.

Особое впечатление производят страницы, на которых автор описывает отношение Егорки-подростка к прочитанным книгам, его чувства, переживания после прочтения.

Георгий Филиппович умудряется вести разговор с читателем обо всём, что составляет смысл жизни, заострить внимание на, казалось бы, совсем неинтересных мелочах, привлечь самобытностью и свежестью изобразительных средств, лирическими раздумьями о пережитом.

«Хотелось сказать своё искреннее и горячее слово о том, чему был свидетелем и участником, что навсегда вошло в душу и сердце, хотелось, чтобы люди ещё раз оглянулись на то незабываемое суровое время». – писал Г. Ф. Шолохов-Синявский.


Подготовила и разместила на блог Попова А.А., зав. филиалом.