Сатира в русской литературе

Сатира — это резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств : сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.

По толковому словарю Ожегова: «Сатира — художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности».

В рамках этого литературного обозрения предлагаем коснуться сатиры российских классиков.

Сатира часто встречается в классической литературе XIX — начала XX века. В коротких рассказах и повестях, очерках и сказках писатели высмеивали бюрократов и взяточников, подхалимов и самовлюбленных гордецов, щеголей и ханжей.

Основой для сюжетов нередко становились реальные характеры и события. Александр Куприн в предисловии к циклу «Киевские типы» упоминал, что «каждая черта тщательно нарисована с натуры». А Михаил Салтыков-Щедрин и Владимир Даль писали аллегорические сказочные истории — их героями становились медведь-воевода, трусливый пескарь, прослывший мудрецом, или черт на службе в русской армии.

Сатира Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин употребляет изобилие различных элементов сатиры, чтобы обратится к политическим темам и вечным вопросам жизни. «Сказки для детей изрядного возраста» вызывают интерес у читателей. Работы этого цикла имеют сходства с русскими народными сказками, но с помощью некоторых деталей можно сделать вывод о том, что они совершенно на них не похожи. Например, Салтыков-Щедрин затрагивает жизненную философию, а время в его произведениях исторично.

Разберём одну из сказок. Авторская оценка жизненной философии героя в тексте «Премудрого пискаря» проявляется благодаря элементам сатиры. Писатель показывает негативное отношение к персонажу, пользуясь иронией («пискарь просвещенный, умеренно — либеральный», «дрожа, победы и одоления одерживал»).Также нельзя не упомянуть, что ключевую, главную роль в произведении сыграли гротеск и гипербола, которые преувеличивают отрицательные черты героя, чтобы показать всё убожество его философии: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет». Автор саркастичен по отношению к премудрому пискарю, который ведёт затворническое существование. Главная идея состоит в том, что невозможно прожить настоящую жизнь, дрожа в вырытой норе, боясь высунуться. Таким образом, с помощью элементов сатиры, которые использует Салтыков-Щедрин, прослеживается осуждение им обывательского образа жизни героя, являющегося аллегорией человека.

Сатира Гоголя и Бунина

Персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» также стали символами негативных явлений общества, а смерть щедринского пискаря, свидетельствующая о бесцельно прожитой жизни соотносится с судьбой главного героя рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Салтыков-Щедрин воплотил разные пороки в одной мелкой рыбёшке, а Н. В. Гоголь зашёл дальше. Каждый его персонаж символизирует отдельный социальный порок: Манилов — беспечность («Дом господский стоял одиночкой…на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть.», «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка…, которую он постоянно читал уже два года»), Коробочка — скупость («в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две»),Ноздрев — разгильдяйство («Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков — всё спустил.»). Оба писателя активно пользуются сатирическими приёмами при создании портрета того или иного героя.

В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» речь идёт о человеке, который прожил никчёмную жизнь, лишённую всякого интереса, наполненную боязнью, постоянно задаваясь вопросом: «Что будет, если перестану платить?». Образ мужчины похож на пискаря тем, что его смерть оказалось такой же никчёмной и никому не заметной, как и смерть маленькой рыбёшки.

Сатира Даля

Известность В. И. Далю как писателю принес сборник русских сказок. В целом этот сборник отличался демократизмом и яркой сатирической направ­ленностью против «власть имущих». Основными положительными героями сво­их сказок Даль избрал мужика, солдата или бездомного бедняка.

В сказке «Об Иване Молодом Сержанте» Даль явно симпатизирует герою ее, простому солдату, преодолевшему все преграды, расставленные ему злыми и завистливыми царедворцами, которых сказочник насмешливо называет «фельдмаршалом Кашиным», «генералом Дюжиным», «губернатором графом Чихирь Пяташная Голова». Ирония направлена и по адресу неблагодарного царя Додона, поверившего в клеветнические измышления своих коварных и наглых прислужников. В награду за подлые дела царь жалует своим минист­рам «по кресту на петлицу, по звезде на пуговицу, по банту за спину». Нари­совав образ смелого, выносливого и смекалистого сержанта, В. И. Даль не без сожаления, хотя и с долей мягкого юмора, отмечает, что одно у его героя плохо — с детства он привык произносить слово «виноват». Выдержал Иван самые трудные испытания, не спал трое суток, но когда заснул и его неожи­данно окрикнули; «Спишь, Иван?» — он второпях ответил: «Виноват». «Вот что нашего брата на русской земле и губит,— заключает сказочник,— вот за что нашего брата и бьют, да видно еще мало…»

Сатира Куприна

В рассказе «Механическое правосудие» А. И. Куприн подвергает критике буржуазно помещичью «законность». Это также рассказ-анекдот, но анекдот, проникнутый беспощадной иронией. Некий преподаватель латыни и греческого языка изобрел «машину для сечения». Он выступает в губернском дворянском собрании с лекцией о своем изобретении. По несчастной случайности лектор был захвачен рычагами демонстрируемой машины и основательно выпорот. Вся лекция изобретателя выдержана в своеобразном «серьезно-глуповатом» тоне. Оратор восхваляет свое «детище» — механический самосекатель, который, по его мнению, горячо поддержанному респектабельной публикой, должен быть введен не только в учебные заведения, но также и «в армию и флот, в деревенский обиход, в военные и гражданские тюрьмы, в участки и пожарные команды, во все истинно русские семьи». Лектор приводит и исторические обоснования необходимости такого изобретения: «Наказание розгами по телу проходит красной нитью через все громадное течение русской истории и коренится в самых глубоких недрах русской самобытности». С гротескным образом лектора гармонирует собирательный образ публики, особенно типично представленной генералом, время от времени подающим свирепо-одобрительные реплики и практические советы. Рассказ вырастает в широкую и злую сатиру не только на царское правосудие, предстающее как механическое правосудие, как тупая машина для сечения людей, но и на всю «философию» защитников «порядка».

О «законах» царской империи писатель очень резко сказал и в двух сатирических миниатюрах, которые он назвал: «Сказочки (приноровленные детьми для родителей)». В этих «сказочках» — «О думе» и «О конституции» — особенно заметно творческое усвоение традиций Салтыкова-Щедрина. «Конституцию» Куприн оценивает как жалкую подачку, которая вызывает в народе лишь озлобление.

Советуем всем читателям ознакомиться и с другими сатирическими произведениями вышеописанных авторов в Библиотеке им. Калинина.

В заключение этого обозрения нельзя не сказать, сатира жила и будет жить вечно, пока писателей тревожат несовершенства нашего мира. В ней отразилась тоска по идеалу и понимание, что до конца исправить человеческую природу вряд ли возможно.


Спасибо за внимание! Мероприятие подготовлено Кашлевой Ю. Ю., библиотекарем 1 категории