Час истории «Еще раз о вечных ценностях» ко Дню толерантности.

15 ноября в Южном университете ИУБиП состоялось мероприятие — час истории «Еще раз о вечных ценностях», ко Дню толерантности. Библиотекарь филиала № 14 Библиотека им. А.В. Калинина Овсеенко Н.А. рассказала студентам о Международном дне толерантности: о сути толерантности, ее формах, об интолерантности.

Продолжил развитие темы толерантности художественный руководитель парка культуры и отдыха «Дружба» М.А. Кострикин, который поделился со студентами своим пониманием толерантности в разных ее проявлениях, сопроводив это своими стихотворениями и случаями из жизни.

Студентам было предложено пройти тест на уровень личной толерантности. Большинство студентов показали высокие результаты данного тестирования, что говорит о высоком уровне взаимоуважения.

День толерантности ежегодно отмечается 16 ноября.

Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО – специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры, (данное учреждение основано в целях содействия укреплению мира и безопасности за счет расширения международного сотрудничества в области образования, науки и культуры). Декларация была утверждена в 1995 году на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО.

«Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». – пп. 1.1 ст. 1 Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО.

В первую очередь хочется подчеркнуть, что суть толерантности – это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность.

Толерантность имеет разные формы: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших.

Рассказ об имени винограда.

Вот как непонимание порой

Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах

Одно и то ж на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек.

И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил

И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем

На рынок и ангур приобретем!»

«Врешь, плут,- в сердцах прервал его араб,-

Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!»

А турок перебил их: «Что за шум,

Друзья мои? Не лучше ли изюм?»

«Что вы за люди!: -грек воскликнул им.-

Стафиль давайте купим и съедим!»

И так они в решении сошлись,

Но, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград,

Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло,

Ущерб зубам и ребрам нанесло.

О, если б стоязычный с ними был,

Он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги,- он сказал бы им,-

Куплю, что нужно всем вам четверым,

Монету вашу я учетверю

И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю,

Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну,

Мои ж — единство, мир и тишину».

Следование в быту толерантным моральным установкам может способствовать созданию для человека комфортных условий существования, нейтрализации агрессивных, конфликтных взаимоотношений. В то же время подобное поведение – показатель интеллектуального уровня человека, готового обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, нрав и манеру поведения путем контактов с иными воззрениями и практическими действиями. Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия. При том, что основным фактором установления толерантности являются объективные внешние условия существования индивида или социальной группы, в каждом отдельном случае играют свою роль и индивидуально-психологические особенности личности, ее природная склонность к терпимости и согласию.

Но в противовес толерантности выступает интолерантность, т.е. нетерпимость к иному, вызванному непониманием и непринятием его «инаковости». Карл Раймунд Поппер (австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия) сформулировал эту мысль как «парадокс терпимости», который заключается в том, что неограниченная терпимость должна приводить к нетерпимости.

Интолерантность является основой для распространения в обществе ксенофобий, этнофобий, развития экстремизма. Под ксенофобией понимаются

различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие»; страхи, направленные против определенных этнических общностей или религиозных групп. Этнофобии – это страхи, неприязнь, направленные против определенных этнических общностей. Ксенофобии являются одним из основных источников экстремизма. Экстремизм в свою очередь — возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и т.д.

Проблема толерантности является остросоциальной.

Необходимость противостояния терроризму и экстремизму во всем мире определяет современные тенденции консолидации усилий государств на международной арене с целью достижения мира и согласия, формирования атмосферы терпимости по отношению к чужой культуре, религиозной конфессии, этносу, гармоничного взаимодействия различных народов и наций.

Толерантность не означает уступку или потворство всякой идеологической системе и политической позиции; и это отнюдь не безразличие, индифферентность к любым взглядам и действиям, как и не смирение перед общественным или бытовым злом. Не может быть согласия между правдой и ложью, добром и злом. Искусственное же стремление добиться полного «согласия» неизбежно обернется еще большим злом.

Историческая ограниченность познания, относительность знаний, особенно связанных с убеждениями, с гуманитарными и общественными воззрениями, подчеркивают важность соблюдать терпимость к иным подобным взглядам, оставаясь при своих убеждениях и не уступая чужим воззрениям, но избегая насилия, столкновения, ибо принципиальность при отстаивании своих убеждений вовсе не тождественна правовой нетерпимости к инакомыслию. Признание права на различие – основа толерантности, в особенности признание прав меньшинства, действующего, в свою очередь, в рамках закона и не нарушающего прав других людей.

Необходимость соблюдения членами разных социальных общностей, у которых могут быть различные интересы, определенных правил поведения, основанных на компромиссе, взаимных уступках, терпимости, представляется очевидной. Но практика свидетельствует о том, что толерантность труднодостижима в силу той же первоначальной посылки, т.е. в силу существования разных интересов, воззрений, традиций, предпочтений, амбиций… Их носители подчас догматически абсолютизируют свои представления, нарушая при этом признанные мировым сообществом правовые и нравственные нормы. На нашей планете нет такого общества, такой страны, где бы в полной мере осуществлялись толерантные принципы человеческого общежития.

Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Спасибо за внимание!

Мероприятие проведено и выставлено в блог Григорьевой Т.Н., зав.сектором; Овсеенко Н.А., библиотекарем.